Скрыть
Раскрыть

ISSN 1998-0663 (print),
ISSN 2587-8166 (online)

English version: ISSN 2587-814X (print),
ISSN 2587-8158 (online)

Жарова А. К., Гутникова А. С., Мальцева С. В.1, Елин В. М.
  • 1 НИУ ВШЭ, 101000, Россия, Москва, ул. Мясницкая, д.20

Законодательная поддержка принципа технологической нейтральности в информационных системах

2012. № 4(22). С. 25–32 [содержание номера]

Жарова Анна Константиновна – кандидат юридических наук, доцент кафедры инноваций и бизнеса в сфере информационных технологий, факультет бизнес-информатики, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».
Адрес: 101000, Москва, Мясницкая ул., 20.
E-mail: ajarova@hse.ru

Гутникова Анна Сергеевна – кандидат юридических наук, директор Института проблем правового регулирования, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».
Адрес: 101000, Москва, Мясницкая ул., 20.
E-mail: agutnikova@hse.ru 

Мальцева Светлана Валентиновна – доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой инноваций и бизнеса в сфере информационных технологий, и.о. декана факультета бизнес-информатики, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».
Адрес: 101000, Москва, Мясницкая ул., 20.
E-mail: smaltseva@hse.ru

Елин Владимир Михайлович – кандидат юридических наук, доцент кафедры информационной безопасности, факультет бизнес-информатики, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».
Адрес: 101000, Москва, Мясницкая ул., 20.
E-mail: velin@hse.ru

В настоящее время серьезное внимание уделяется вопросам применения информационных технологий для предоставления государственных услуг, обеспечения  взаимодействия  различных организаций с гражданами, а также в целях международного сотрудничества. В то же время применение информационных технологий напрямую связано с реализацией на законодательном уровне принципа технологической нейтральности, который предполагает, что принимаемые законодателем нормы и предписания являются нейтральными в отношении используемых технологий.

В статье осуществляется систематизация проблем, решение которых позволит в значительной степени улучшить реализацию принципа технологической нейтральности на различных уровнях информационных отношений. В частности, обосновывается, что принцип технологической нейтральности должен быть сформулирован на законодательном уровне. При этом принцип технологической нейтральности следует рассматривать также и по отношению  к процессу электронного документооборота, поскольку, несмотря на закрепленную возможность использования субъектами любого вида электронной подписи для обеспечения юридической значимости сделок между ними, отсутствие федерального закона «Об электронном документе и документообороте» ограничивает возможности использования определенных законодательством электронных подписей. Основная задача такого закона – установление единого понятийного аппарата, общих принципов организации документооборота на основе использования информационно-коммуникационных технологий, установление общих требований к формам и форматам электронных документов, их реквизитам и атрибутам, а также требований в области передачи и получения электронных документов, перевода документов на бумажных носителях в электронную форму и обратно, оформления копий документов и т.д. Кроме того, принцип технологической нейтральности необходимо последовательно реализовывать при решении вопросов размещения заказов на сложные информационные технологии органами власти, анализа ситуации на рынке различного рода информационных услуг, в том числе услуг информационно-справочных систем, государственной поддержки организаций, которые работают в сфере информационных технологий, а также вопросов административных барьеров, которые могут сдерживать деятельность в этой сфере.

BiBTeX
RIS
 
 
Rambler's Top100 rss