@ARTICLE{26583204_49986783_2012, author = {Н. А. Дуничкина}, keywords = {, теория расписаний, динамическое программированиеПарето-оптимальность}, title = {Бикритериальные модели и алгоритмы синтеза Парето-оптимальных стратегий обслуживания линейно-рассредоточенной группировки объектов.}, journal = {Бизнес-информатика}, year = {2012}, number = {1(19)}, pages = {17-23}, url = {https://bijournal.hse.ru/2012--1(19)/49986783.html}, publisher = {}, abstract = {Дуничкина Надежда Александровна - аспирант кафедры информатики, систем управления и телекоммуникаций, факультет экономики и управления, Волжская государственная академия водного транспорта (ВГАВТ).Адрес: 603005, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5а.E-mail: nadezhda.dunichkina@gmail.comРассматриваемая в статье проблема возникла в связи с созданием компьютерных средств поддержки оперативного управления снабжением дизельным топливом плавучих дизель-электрических комплексов, осуществляющих русловую добычу нерудных строительных материалов в крупномасштабных русловых районах внутренних водных путей Российской Федерации. В навигационный период в таких районах работает группировка из 15 - 20 единиц плавучих добывающих комплексов (ПДК). Снабжение ПДК дизельным топливом осуществляется закрепленными за полигоном специализированными танкерами-заправщиками.Основная задача диспетчера группировки (лица, принимающего решения) заключается в выработке такой стратегии снабжения, при которой минимизируются экономические потери, связанные с непроизводительными простоями ПДК.В статье рассматривается математическая модель одной из типовых технологических схем снабжения линейно рассредоточенной группировки ПДК, согласно которой доставка дизельного топлива осуществляется двумя идентичными танкерами в процессе их попутного движения от исходного базового пункта вдоль всего полигона. При этом качество оперативного плана снабжения оценивается по значениям двух независимых критериев, отражающих те или иные потери в связи с его реализаций. Выбор конкретной пары оценочных критериев зависит от эксплуатационной ситуации, складывающейся на горизонте планирования.В целях разработки инструментария для решения описанной задачи принятия решений в работе предлагаются алгоритмы синтеза стратегий обслуживания, реализующие в рамках концепции Парето идеологию динамического программирования. Технология реализации алгоритмов и результаты синтеза оптимальных по Парето стратегий обслуживания демонстрируются на численных примерах. Приводятся результаты вычислительных экспериментов, которые свидетельствуют о том, что для практически значимых размерностей рассмотренных моделей временные затраты синтеза стратегий обслуживания с запасом покрывают допускаемую производственным регламентом длительность автоматизированного формирования стратегии обслуживания (15 минут). Это позволяет рекомендовать предложенные в работе модели и алгоритмы для использования в компьютерных системах поддержки управления снабжением дизельным топливом группировок плавучих добывающих комплексов, функционирующих в крупномасштабных русловых районах внутренних водных путей. Прототип такой системы хорошо зарекомендовал себя в процессе экспериментальной эксплуатации в Камском грузовом районе Казанского речного порта.}, annote = {Дуничкина Надежда Александровна - аспирант кафедры информатики, систем управления и телекоммуникаций, факультет экономики и управления, Волжская государственная академия водного транспорта (ВГАВТ).Адрес: 603005, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5а.E-mail: nadezhda.dunichkina@gmail.comРассматриваемая в статье проблема возникла в связи с созданием компьютерных средств поддержки оперативного управления снабжением дизельным топливом плавучих дизель-электрических комплексов, осуществляющих русловую добычу нерудных строительных материалов в крупномасштабных русловых районах внутренних водных путей Российской Федерации. В навигационный период в таких районах работает группировка из 15 - 20 единиц плавучих добывающих комплексов (ПДК). Снабжение ПДК дизельным топливом осуществляется закрепленными за полигоном специализированными танкерами-заправщиками.Основная задача диспетчера группировки (лица, принимающего решения) заключается в выработке такой стратегии снабжения, при которой минимизируются экономические потери, связанные с непроизводительными простоями ПДК.В статье рассматривается математическая модель одной из типовых технологических схем снабжения линейно рассредоточенной группировки ПДК, согласно которой доставка дизельного топлива осуществляется двумя идентичными танкерами в процессе их попутного движения от исходного базового пункта вдоль всего полигона. При этом качество оперативного плана снабжения оценивается по значениям двух независимых критериев, отражающих те или иные потери в связи с его реализаций. Выбор конкретной пары оценочных критериев зависит от эксплуатационной ситуации, складывающейся на горизонте планирования.В целях разработки инструментария для решения описанной задачи принятия решений в работе предлагаются алгоритмы синтеза стратегий обслуживания, реализующие в рамках концепции Парето идеологию динамического программирования. Технология реализации алгоритмов и результаты синтеза оптимальных по Парето стратегий обслуживания демонстрируются на численных примерах. Приводятся результаты вычислительных экспериментов, которые свидетельствуют о том, что для практически значимых размерностей рассмотренных моделей временные затраты синтеза стратегий обслуживания с запасом покрывают допускаемую производственным регламентом длительность автоматизированного формирования стратегии обслуживания (15 минут). Это позволяет рекомендовать предложенные в работе модели и алгоритмы для использования в компьютерных системах поддержки управления снабжением дизельным топливом группировок плавучих добывающих комплексов, функционирующих в крупномасштабных русловых районах внутренних водных путей. Прототип такой системы хорошо зарекомендовал себя в процессе экспериментальной эксплуатации в Камском грузовом районе Казанского речного порта.} }