@ARTICLE{26583204_85838409_2013, author = {А. В. Федотова and М. В. Овсянников and В. В. Таратухин}, keywords = {, ТОРО, методы планирования ТОРО, удовлетворение ограничений, CSP, периодические процессы обслуживания, комбинаторная задача, методы поиска решений, поиск с возвратами, аксиомыонтология предметной области}, title = {Применение метода программирования в ограничениях при решении задач планирования технического обслуживания и ремонта воздушных судов}, journal = {Бизнес-информатика}, year = {2013}, number = {1(23)}, pages = {28-36}, url = {https://bijournal.hse.ru/2013--1(23)/85838409.html}, publisher = {}, abstract = {Федотова Алена Валериевна - соискатель кафедры компьютерной автоматизации производства, факультет информационных систем управления, Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана.  Адрес: 105005, Москва, 2-я Бауманская ул., 5.E-mail: afedotova@acm.orgОвсянников Михаил Владимирович - кандидат технических наук, доцент кафедры компьютерной автоматизации производства, факультет информационных систем управления, Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана.Адрес: 105005, Москва, 2-я Бауманская ул., 5.E-mail: mvo50@mail.ruТаратухин Виктор Владимирович - доктор философии, кандидат технических наук, заведующий базовой кафедрой SAP, факультет бизнес-информатики, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; руководитель научной группы Европейского исследовательского центра в области информационных систем (ERCIS) Мюнстерского университета, Мюнстер, Германия.  Адрес: Germany, Munster, Leonardo-Campus, 3, University of Muenster, ERCIS - Headquarters.  E-mail: victor.taratoukhine@ercis.uni-muenster.deАктуальность исследования объясняется тем, что на конкурентоспособность воздушных судов оказывает влияние целый ряд факторов, в том числе действующая система технического обслуживания и ремонта. Техническое обслуживание и ремонт (ТОРО) - это комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности изделия при использовании по назначению, а также при ожидании, хранении и транспортировании. Основными параметрами, характеризующими совершенство системы ТОРО, являются объем и периодичность выполнения работ по техническому обслуживанию, оказывающие прямое влияние на эксплуатационные расходы и интенсивность эксплуатации воздушного судна. Необходимо отметить, что требования к содержанию программы ТОРО в России отличаются от требований, действующих за рубежом.Задачей работы является рассмотрение методов планирования и обслуживания воздушного судна с точки зрения оптимизации объема и периодичности работ в рамках российской практики ТОРО.В статье описываются результаты анализа методов планирования ТОРО, постановка задачи ТОРО, процессы формирование ограничений, а также методы удовлетворения ограничений, подходящие для решения задачи планирования периодических процессов обслуживания. Выбран метод и сформулирована методика решения задачи, основанная на комбинации методов перебора и предварительного ограничения пространства поиска. Данная методика основана на комбинации метода перебора с методами предварительного ограничения пространства поиска. В отличие от метода полного перебора, предлагаемая методика предполагает наличие предварительных этапов ограничения пространства поиска, что обеспечивает значительное сокращение времени поиска решения методом неоптимизированного полного перебора. Метод позволяет произвести полный обход всех комбинаций компонентов и найти все возможные решения. Реализация алгоритма предполагает наличие раздельных модулей: парсера (решателя) ограничений и генерации и поиска решений. Это позволяет без перепрограммирования  производить настройку на конкретные условия, что значительно упрощает поддержку системы в целом и расширяет область ее использования.}, annote = {Федотова Алена Валериевна - соискатель кафедры компьютерной автоматизации производства, факультет информационных систем управления, Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана.  Адрес: 105005, Москва, 2-я Бауманская ул., 5.E-mail: afedotova@acm.orgОвсянников Михаил Владимирович - кандидат технических наук, доцент кафедры компьютерной автоматизации производства, факультет информационных систем управления, Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана.Адрес: 105005, Москва, 2-я Бауманская ул., 5.E-mail: mvo50@mail.ruТаратухин Виктор Владимирович - доктор философии, кандидат технических наук, заведующий базовой кафедрой SAP, факультет бизнес-информатики, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; руководитель научной группы Европейского исследовательского центра в области информационных систем (ERCIS) Мюнстерского университета, Мюнстер, Германия.  Адрес: Germany, Munster, Leonardo-Campus, 3, University of Muenster, ERCIS - Headquarters.  E-mail: victor.taratoukhine@ercis.uni-muenster.deАктуальность исследования объясняется тем, что на конкурентоспособность воздушных судов оказывает влияние целый ряд факторов, в том числе действующая система технического обслуживания и ремонта. Техническое обслуживание и ремонт (ТОРО) - это комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности изделия при использовании по назначению, а также при ожидании, хранении и транспортировании. Основными параметрами, характеризующими совершенство системы ТОРО, являются объем и периодичность выполнения работ по техническому обслуживанию, оказывающие прямое влияние на эксплуатационные расходы и интенсивность эксплуатации воздушного судна. Необходимо отметить, что требования к содержанию программы ТОРО в России отличаются от требований, действующих за рубежом.Задачей работы является рассмотрение методов планирования и обслуживания воздушного судна с точки зрения оптимизации объема и периодичности работ в рамках российской практики ТОРО.В статье описываются результаты анализа методов планирования ТОРО, постановка задачи ТОРО, процессы формирование ограничений, а также методы удовлетворения ограничений, подходящие для решения задачи планирования периодических процессов обслуживания. Выбран метод и сформулирована методика решения задачи, основанная на комбинации методов перебора и предварительного ограничения пространства поиска. Данная методика основана на комбинации метода перебора с методами предварительного ограничения пространства поиска. В отличие от метода полного перебора, предлагаемая методика предполагает наличие предварительных этапов ограничения пространства поиска, что обеспечивает значительное сокращение времени поиска решения методом неоптимизированного полного перебора. Метод позволяет произвести полный обход всех комбинаций компонентов и найти все возможные решения. Реализация алгоритма предполагает наличие раздельных модулей: парсера (решателя) ограничений и генерации и поиска решений. Это позволяет без перепрограммирования  производить настройку на конкретные условия, что значительно упрощает поддержку системы в целом и расширяет область ее использования.} }