@ARTICLE{26583204_101672970_2013, author = {О. В. Ена and К. В. Нагаев}, keywords = {, дорожная карта, форсайт, показатель применимости, технологическая траектория, формализация знанийэкспертный опрос}, title = {Автоматизация процессов разработки технологических дорожных карт. Расчет интегральных показателей применимости}, journal = {Бизнес-информатика}, year = {2013}, number = {3(25)}, pages = {56-62}, url = {https://bijournal.hse.ru/2013--3(25)/101672970.html}, publisher = {}, abstract = {Ена Олег Валерьевич - директор центра информационно-аналитических систем, Институт статистических исследований и экономики знаний, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Адрес: 101000, Москва, Мясницкая ул., 20.E-mail: ovena@hse.ruНагаев Константин Владимирович - старший научный сотрудник центра информационно-аналитических систем, Институт статистических исследований и экономики знаний, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».Адрес: 101000, Москва, Мясницкая ул., 20.E-mail:  knagaev@hse.ruДорожная карта в мировой практике является одним из наиболее эффективных инструментов долгосрочного стратегического планирования и может использоваться на всех уровнях принятия решений: в рамках формирования и реализации стратегий корпоративного уровня, конкурентных и функциональных стратегий. Наиболее сложным видом дорожных карт является технологическая дорожная карта (ТДК). ТДК позволяет оценить влияние на развитие предметной области большого количества разнообразных факторов, таких как глобальные вызовы, перспективы коммерциализации ключевых инновационных технологий, желаемая конфигурация продуктов и рынков и т.д.  Целью исследования является определение способов расчета частных и интегральных показателей применимости элементов технологической дорожной карты и их атрибутов для применения автоматизированных средств для решения задач, связанных с форсайтными исследованиями, долгосрочным научно-техническим прогнозированием и определением инновационных траекторий развития предметных областей. Для этого в статье рассматриваются подходы к решению задач унификации интегральных показателей, характеризующих элементы ТДК и их атрибуты, и расчета основной технологической траектории ТДК. Представлен подход и алгоритмическая реализация способа расчета частных и интегральных показателей применимости элементов технологической дорожной карты и их атрибутов. Для оценки элементов ТДК предлагается использовать многомерные функции применимости. Для формирования интегрального показателя применимости элемента применена многокритериальная теория полезности MAUT, при этом агрегирующая функция представлена в виде аддитивной свертки. В качестве дополнительного средства повышения точности интегральных показателей применимости предложена перебалансировка показателей с переносом применимости по установленным связям между элементами. Научно-технологические решения, представленные в настоящей статье, реализованы в составе программного комплекса «Интерактивная дорожная карта с обратной связью».}, annote = {Ена Олег Валерьевич - директор центра информационно-аналитических систем, Институт статистических исследований и экономики знаний, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Адрес: 101000, Москва, Мясницкая ул., 20.E-mail: ovena@hse.ruНагаев Константин Владимирович - старший научный сотрудник центра информационно-аналитических систем, Институт статистических исследований и экономики знаний, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».Адрес: 101000, Москва, Мясницкая ул., 20.E-mail:  knagaev@hse.ruДорожная карта в мировой практике является одним из наиболее эффективных инструментов долгосрочного стратегического планирования и может использоваться на всех уровнях принятия решений: в рамках формирования и реализации стратегий корпоративного уровня, конкурентных и функциональных стратегий. Наиболее сложным видом дорожных карт является технологическая дорожная карта (ТДК). ТДК позволяет оценить влияние на развитие предметной области большого количества разнообразных факторов, таких как глобальные вызовы, перспективы коммерциализации ключевых инновационных технологий, желаемая конфигурация продуктов и рынков и т.д.  Целью исследования является определение способов расчета частных и интегральных показателей применимости элементов технологической дорожной карты и их атрибутов для применения автоматизированных средств для решения задач, связанных с форсайтными исследованиями, долгосрочным научно-техническим прогнозированием и определением инновационных траекторий развития предметных областей. Для этого в статье рассматриваются подходы к решению задач унификации интегральных показателей, характеризующих элементы ТДК и их атрибуты, и расчета основной технологической траектории ТДК. Представлен подход и алгоритмическая реализация способа расчета частных и интегральных показателей применимости элементов технологической дорожной карты и их атрибутов. Для оценки элементов ТДК предлагается использовать многомерные функции применимости. Для формирования интегрального показателя применимости элемента применена многокритериальная теория полезности MAUT, при этом агрегирующая функция представлена в виде аддитивной свертки. В качестве дополнительного средства повышения точности интегральных показателей применимости предложена перебалансировка показателей с переносом применимости по установленным связям между элементами. Научно-технологические решения, представленные в настоящей статье, реализованы в составе программного комплекса «Интерактивная дорожная карта с обратной связью».} }