TY - JOUR TI - Об одном методе классификации визуальных моделей T2 - Бизнес-информатика IS - Бизнес-информатика KW - визуализация KW - бизнес-моделирование KW - таксономия KW - знания KW - бизнес-образование AB - Гаврилова Татьяна Альбертовна - доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой информационных технологий в менеджменте, Высшая Школа Менеджмента, Санкт-Петербургский государственный университет.Адрес: 199004, Санкт-Петербург, Волховский пер., 3.E-mail: gavrilova@gsom.pu.ruКудрявцев Дмитрий Владимирович - кандидат технических наук, руководитель направления управления знаниями Бизнес Инжиниринг Групп (ООО «КВФ «БИГ-СПб»), доцент Санкт-Петербургского государственного политехнического университета.Адрес: 191015, Санкт-Петербург, Фуражный пер., д.3, лит. К, БЦ «Рождественский», офис 237.E-mail: dmitry.ku@gmail.comЛещева Ирина Анатольевна - старший преподаватель кафедры информационных технологий в менеджменте, Высшая Школа Менеджмента, Санкт-Петербургский государственный университет.Адрес: 199004, Санкт-Петербург, Волховский пер., 3.E-mail: leshcheva@gsom.pu.euПавлов Ярослав Юрьевич - младший научный сотрудник, Высшая Школа Менеджмента, Санкт-Петербургский государственный университет.Адрес: 199004, Санкт-Петербург, Волховский пер., 3.E-mail: yaroslav.pavlov@gmail.comВ настоящее время все больше современных менеджеров и специалистов понимают важность проблемы структурирования и наглядного представления знаний. Визуализация позволяет наглядно представить изучаемые процессы, явления и понятия в тех случаях, когда непосредственное восприятие затруднено. Графические представления как метод компактной организации информации могут использоваться как мощное орудие мышления применительно ко всем областям интеллектуальной деятельности, включая моделирование предприятий, сложных организационных структур, а также процессы бизнес-обучения. Важность визуальных представлений для лучшего усвоения материала в системах традиционного и дистанционного обучения очевидна. Такие графические модели облегчают понимание и коммуникации «преподаватель-студент». Хотя количество визуальных языков моделирования велико, выбор среди них зачастую случаен и необоснован. Это объясняется, в первую очередь, отсутствием ясной классификации средств визуализации и рекомендаций по выбору используемых графических моделей.Цель работы заключается в разработке новой таксономии для выбора визуального языка в зависимости от типа представляемых знаний (аспектов предметной области), при этом в основу предлагаемого подхода положена семантическая классификация визуальных языков и типов знаний.В результате предложена новая классификация языков визуального моделирования, которая позволяет выбрать тип диаграммы в зависимости от типа знаний, которые необходимо представить. В статье также представлено описание типов знаний с помощью вопросов проверки компетентности, а также выявлены общие понятия и отношения, характерные для каждого типа знаний и соответствующих языков. Данные описания вопросов проверки компетентности и общих элементов, с одной стороны, обосновывают распределение визуальных языков по типам, а с другой — помогают понять, в визуализации какого типа знаний есть потребность. Все вышеуказанные классификации и описания интегрированы в метод выбора языка визуального моделирования. Кроме того, в статье выявлены ограничения визуальных средств и предложены подходы по их устранению — интеграция с онтологическим инжинирингом, инженерией методов и отраслевыми лучшими практиками, а также с неграфическими средствами моделирования. AU - Т. А. Гаврилова AU - Д. В. Кудрявцев AU - И. А. Лещева AU - Я. Ю. Павлов UR - https://bijournal.hse.ru/2013--4(26)/109701192.html PY - 2013 SP - 21-34 VL -