@ARTICLE{26583204_136981489_2014, author = {А. А. Мицюк and А. А. Каленкова and С. А. Шершаков and дер Аалст Вил .. ван}, keywords = {, анализ данных, process mining, извлечение и анализ процессов, анализ процессовсистемы электронной торговли}, title = {

Применение методов Process Mining в анализе систем электронной торговли: практическое исследование

}, journal = {Бизнес-информатика}, year = {2014}, number = {3 (29)}, pages = {15-27}, url = {https://bijournal.hse.ru/2014--3 (29)/136981489.html}, publisher = {}, abstract = {Мицюк Алексей Александрович - аналитик Международной научно-учебной лаборатории процессно-ориентированных информационных систем, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20.E-mail: amitsyuk@hse.ruКаленкова Анна Алексеевна - кандидат физико-математических наук, научный сотрудник Международной научно-учебной лаборатории процессно-ориентированных информационных систем, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20.E-mail: akalenkova@hse.ruШершаков Сергей Андреевич - научный сотрудник Международной научно-учебной лаборатории процессно-ориентированных информационных систем, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20.E-mail: sshershakov@hse.ruван дер Аалст Вил - Prof.dr.ir., научный руководитель Международной научно-учебной лаборатории процессно-ориентированных информационных систем, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; профессор Технического университета города Эйндховен (Нидерланды).Адрес: P.O. Box 513, NL-5600 MB, Eindhoven, The NetherlandsE-mail: w.m.p.v.d.aalst@tue.nl     Системы электронной торговли применяются повсеместно в автоматизации торговли. Неэффективность и узкие места в процессах электронных продаж ведут к коммерческим потерям. Традиционные подходы, применяемые для выявления проблем при выполнении процессов, требуют большого количества времени и сильно зависят от субъективных оценок. В статье предложен новый подход, основанный на применении методов process mining. Методы process mining предназначены для извлечения, анализа, исправления и усовершенствования бизнес-процессов. При этом используется информация о реальном поведении информационной системы, записанная в так называемом журнале событий. В данной работе анализируется бизнес-процесс, исполняемый информационной системой онлайн-бронирования и продажи билетов. Разобран конкретный пример практического применения предложенного подхода. Показаны результаты применения методик Process mining для анализа информационной системы электронной торговли. Основываясь на этих результатах, выдвинуты гипотезы и предложены пути для усовершенствования бизнес-процессов, обеспечивающие улучшение экономических показателей функционирования информационной системы бронирования и продажи билетов. Рекомендации, сформулированные по итогам анализа логов событий системы, приводятся в этой работе для иллюстрации реальных возможностей, выгод и недостатков применения process mining. Предложенный подход обобщается для применения к широкому спектру информационных систем электронной торговли. В работе использовалась программная среда ProM, состоящая из множества подсистем, реализующих различные методы process mining. Инструменты автоматического анализа логов событий необходимы для решения поставленных задач, однако  необходимо избегать ошибок, связанных, прежде всего, с неправильной или неточной интерпретацией результатов работы методов. В статье показаны возможные трудности и подводные камни, возникающие при решении практических задач с использованием process mining.}, annote = {Мицюк Алексей Александрович - аналитик Международной научно-учебной лаборатории процессно-ориентированных информационных систем, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20.E-mail: amitsyuk@hse.ruКаленкова Анна Алексеевна - кандидат физико-математических наук, научный сотрудник Международной научно-учебной лаборатории процессно-ориентированных информационных систем, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20.E-mail: akalenkova@hse.ruШершаков Сергей Андреевич - научный сотрудник Международной научно-учебной лаборатории процессно-ориентированных информационных систем, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20.E-mail: sshershakov@hse.ruван дер Аалст Вил - Prof.dr.ir., научный руководитель Международной научно-учебной лаборатории процессно-ориентированных информационных систем, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; профессор Технического университета города Эйндховен (Нидерланды).Адрес: P.O. Box 513, NL-5600 MB, Eindhoven, The NetherlandsE-mail: w.m.p.v.d.aalst@tue.nl     Системы электронной торговли применяются повсеместно в автоматизации торговли. Неэффективность и узкие места в процессах электронных продаж ведут к коммерческим потерям. Традиционные подходы, применяемые для выявления проблем при выполнении процессов, требуют большого количества времени и сильно зависят от субъективных оценок. В статье предложен новый подход, основанный на применении методов process mining. Методы process mining предназначены для извлечения, анализа, исправления и усовершенствования бизнес-процессов. При этом используется информация о реальном поведении информационной системы, записанная в так называемом журнале событий. В данной работе анализируется бизнес-процесс, исполняемый информационной системой онлайн-бронирования и продажи билетов. Разобран конкретный пример практического применения предложенного подхода. Показаны результаты применения методик Process mining для анализа информационной системы электронной торговли. Основываясь на этих результатах, выдвинуты гипотезы и предложены пути для усовершенствования бизнес-процессов, обеспечивающие улучшение экономических показателей функционирования информационной системы бронирования и продажи билетов. Рекомендации, сформулированные по итогам анализа логов событий системы, приводятся в этой работе для иллюстрации реальных возможностей, выгод и недостатков применения process mining. Предложенный подход обобщается для применения к широкому спектру информационных систем электронной торговли. В работе использовалась программная среда ProM, состоящая из множества подсистем, реализующих различные методы process mining. Инструменты автоматического анализа логов событий необходимы для решения поставленных задач, однако  необходимо избегать ошибок, связанных, прежде всего, с неправильной или неточной интерпретацией результатов работы методов. В статье показаны возможные трудности и подводные камни, возникающие при решении практических задач с использованием process mining.} }