@ARTICLE{26583204_143020780_2014, author = {В. Г. Чеботарёв and А. И. Громов}, keywords = {, процесс обучения, моделирование процесса, автоматизация процесса, субъектно-ориентированное управление процессом, S-BPM, гибкий процессрефлексивность}, title = {

Автоматизация процесса обучения

}, journal = {Бизнес-информатика}, year = {2014}, number = {4 (30)}, pages = {45-52}, url = {https://bijournal.hse.ru/2014--4 (30)/143020780.html}, publisher = {}, abstract = {Чеботарёв Валерий Георгиевич - кандидат технических наук, доцент кафедры моделирования и оптимизации бизнес-процессов, факультет бизнес-информатики, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20.E-mail: vchebotarev@hse.ruГромов Александр Игоревич - кандидат химических наук, профессор кафедры моделирования и оптимизации бизнес-процессов, факультет бизнес-информатики, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20E-mail: agromov@hse.ru      Материалы статьи основаны на результатах, полученных участниками (преподавателями и студентами) научно-исследовательского семинара факультета бизнес-информатики НИУ ВШЭ. Цель - исследование возможностей управления обучением как процессом, применение современных информационных технологий и инструментов. Дано определение процесса обучения как совместной деятельности участников процесса в организации усвоения учебной дисциплины, получения субъективно новых или новых предметных и процедурных знаний.  В качестве предмета исследования выбран процесс обучения конкретной дисциплине «Моделирование и оптимизация бизнес-процессов». Выполнен анализ особенностей процесса обучения, определены требования к управлению процессом обучения, выполнено моделирование и оценка возможностей автоматизированного управления процессом обучения. Для анализа использована информация об организации и проведении реальных занятий на факультете бизнес-информатики. Выявлены следующие требования к процессу обучения: быстрая адаптация к изменениям, гибкое управление с учетом различных методов обучения, постоянное взаимодействие участников процесса обучения, а также создание возможностей для творчества, рефлексии, для использования субъектности участников процесса. Для моделирования использовались различные нотации: eEPC и диаграммы взаимодействия и поведения субъектов. Первая нотация относится к классической методологии моделирования ARIS, а вторая - к субъектно-ориентированной методологии управления процессами Metasonic. Показано, что удовлетворение всех требований к процессу обучения обеспечивается при субъектно-ориентированном подходе и практически невозможно при классическом подходе. Определены принципы разделения обобщенного процесса обучения на мелкие процессы, разработаны их модели в виде диаграмм взаимодействия и диаграмм поведения субъектов. Представлены возможности изменения процесса обучения участниками процесса без программирования, с учетом автоматизации генерации приложения в Metasonic S-BPM Suite. Результаты исследования могут быть полезны для любых организаций, задумывающихся о переходе от традиционной жесткой структуры к более современной рефлексивной организации с сетевым взаимодействием сотрудников.}, annote = {Чеботарёв Валерий Георгиевич - кандидат технических наук, доцент кафедры моделирования и оптимизации бизнес-процессов, факультет бизнес-информатики, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20.E-mail: vchebotarev@hse.ruГромов Александр Игоревич - кандидат химических наук, профессор кафедры моделирования и оптимизации бизнес-процессов, факультет бизнес-информатики, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20E-mail: agromov@hse.ru      Материалы статьи основаны на результатах, полученных участниками (преподавателями и студентами) научно-исследовательского семинара факультета бизнес-информатики НИУ ВШЭ. Цель - исследование возможностей управления обучением как процессом, применение современных информационных технологий и инструментов. Дано определение процесса обучения как совместной деятельности участников процесса в организации усвоения учебной дисциплины, получения субъективно новых или новых предметных и процедурных знаний.  В качестве предмета исследования выбран процесс обучения конкретной дисциплине «Моделирование и оптимизация бизнес-процессов». Выполнен анализ особенностей процесса обучения, определены требования к управлению процессом обучения, выполнено моделирование и оценка возможностей автоматизированного управления процессом обучения. Для анализа использована информация об организации и проведении реальных занятий на факультете бизнес-информатики. Выявлены следующие требования к процессу обучения: быстрая адаптация к изменениям, гибкое управление с учетом различных методов обучения, постоянное взаимодействие участников процесса обучения, а также создание возможностей для творчества, рефлексии, для использования субъектности участников процесса. Для моделирования использовались различные нотации: eEPC и диаграммы взаимодействия и поведения субъектов. Первая нотация относится к классической методологии моделирования ARIS, а вторая - к субъектно-ориентированной методологии управления процессами Metasonic. Показано, что удовлетворение всех требований к процессу обучения обеспечивается при субъектно-ориентированном подходе и практически невозможно при классическом подходе. Определены принципы разделения обобщенного процесса обучения на мелкие процессы, разработаны их модели в виде диаграмм взаимодействия и диаграмм поведения субъектов. Представлены возможности изменения процесса обучения участниками процесса без программирования, с учетом автоматизации генерации приложения в Metasonic S-BPM Suite. Результаты исследования могут быть полезны для любых организаций, задумывающихся о переходе от традиционной жесткой структуры к более современной рефлексивной организации с сетевым взаимодействием сотрудников.} }