TY - JOUR TI -

Поликультурная учебная среда: Проблемы и особенности трансфера знаний

T2 - Бизнес-информатика IS - Бизнес-информатика KW - поликультурная учебная среда KW - культурно-когнитивный профиль KW - образовательная кросс-культура AB - Жаров Валентин Константинович - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой фундаментальной и прикладной математики, Российский государственный гуманитарный университетАдрес: 125993, г. Москва, Миусская площадь, 6E-mail: valcon@mail.ruТаратухина Юлия Валерьевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры инноваций и бизнеса в сфере информационных технологий, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20E-mail: jtaratuhina@hse.ru      В современном обществе преподавателям часто приходится сталкиваться с поликультурной студенческой аудиторией, как в традиционном формате, так и в процессе онлайн-обучения. Культура каждой страны, так или иначе, отражается на образовательном процессе и во многом обуславливает его. Это, в свою очередь, влечет специфичность учебного контента, целей, ценностей и задач образования, методов обучения, педагогического дискурса, специфики выстраивания образовательной траектории и т.д.      В настоящей работе прослеживается взаимосвязь влияния культуры на образовательные практики, выраженное в целевом, ценностном и коммуникационном форматах. Многие педагоги в качестве основной проблемы в данном контексте, помимо когнитивной, коммуникативной и психолого-педагогической специфики, выделяют проблему конструктивного трансфера знаний в поликультурной учебной среде. При этом под поликультурной средой мы подразумеваем не только национальные различия, но и различный предшествующий профессиональный «бэкграунд» (это касается студентов магистерских программ и т.д.).      В данной работе мы делимся опытом выделения критериев для возможности  построения культурно-когнитивной модели общения со студентами (тактических и стратегических приемов развития различных типов дискурса), с целью оптимизации учебного процесса в поликультурной среде. Критерии, по которым должна строиться поликультурная образовательная среда новой формации, способная обеспечивать конструктивный трансфер знаний, представляются следующим образом: коммуникационный критерий (изменение традиционных форм коммуникации в системе «преподаватель - студент»), методический (появление культурно-адаптивных методов работы с учебной информацией), контентный (дифференциация и возможная неоднородность учебного контента в образовательном процессе) и информационный (разработка и использование образовательных ресурсов, учитывающих культурную специфику восприятия и работы с информацией). Перечисленные пункты, в свою очередь, не могут не отразиться на трансформации некоторых институтов существующей информационно-педагогической среды.  AU - В. К. Жаров AU - Ю. В. Таратухина UR - https://bijournal.hse.ru/2016--2 (36)/186060390.html PY - 2016 SP - 63-70 VL -