TY - JOUR TI -

Разработка требований к системе поддержки принятия решений для оценки качества предоставления государственных услуг с применением онтологического подхода[1]

 

T2 - Бизнес-информатика IS - Бизнес-информатика KW - система поддержки принятия решений KW - система предоставления государственных услуг KW - основные требования KW - функциональные требования KW - нефункциональные требования KW - экономические требования KW - оценка качества предоставления государственных услуг KW - онтологическая модель поддержки принятия решений AB - Л.Р. Черняховская - доктор технических наук, профессор кафедры технической кибернетики, Уфимский государственный авиационный технический университетАдрес: 450008, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. К. Маркса, д. 12E-mail: lrchern@yandex.ruА.Ф. Галиуллина - аспирант кафедры технической кибернетики, Уфимский государственный авиационный технический университетАдрес: 450008, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. К. Маркса, д. 12E-mail: GAF1205@yandex.ru      В статье представлено описание требований к системе поддержки принятия решений, которая предназначена для оценки качества предоставления государственных услуг. Требования к системе поддержки принятия решений используются в качестве отправной точки на этапе ее проектирования и определяют, что должна делать разрабатываемая система, не показывая при этом механизма ее реализации. Требования также служат ограничениями в процессе разработки системы. Совокупность разработанных требований к системе поддержки принятия решений включает основные, функциональные, нефункциональные и экономические требования.      Предлагается применение онтологического подхода при разработке требований к системе. Это позволяет решить ряд проблем, возникающих при описании требований на естественном языке: отсутствия четкости изложения, смешения требований, объединения требований и др. Разработанная онтологическая модель позволяет однозначно толковать требования к системе поддержки принятия решений для оценки качества предоставления государственных услуг, структурировать спецификацию требований к системе и исключить размытость их определений. Онтологическое представление знаний о требованиях к разрабатываемой системе и о системе предоставления государственных услуг в целом используется для семантической интеграции имеющихся информационных ресурсов, а также для адекватной интерпретации содержания текстовых документов и поисковых запросов, которые представлены на естественном языке. Разработанная онтология улучшает понимание и использование системы всеми заинтересованными лицами с точки зрения организации их взаимодействия. Разработанная онтологическая модель также включает правила, согласно которым термины скомбинированы для построения достоверных утверждений о системе поддержки принятия решений. [1] Работа выполнена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 14-08-97023 «Интеллектуальная поддержка принятия решений при управлении инновационными проектами на основе обработки знаний и математического моделирования». AU - Л. Р. Черняховская AU - А. Ф. Галиуллина UR - https://bijournal.hse.ru/2017--1 (39)/205014830.html PY - 2017 SP - 36-47 VL -