@ARTICLE{26583204_243260962_2018, author = {С. П. Новиков and О. В. Михеенко and Н. А. Кулагина and О. Д. Казаков}, keywords = {, цифровая экономика, профессиональные компетенции, блокчейн, смарт-контракт, цифровой реестр, цифровизация образованиякриптография}, title = {Цифровизация учета профессиональных компетенций граждан на основе технологий распределенных реестров и смарт-контрактов}, journal = {Бизнес-информатика}, year = {2018}, number = {4 (46)}, pages = {43-53}, url = {https://bijournal.hse.ru/2018--4 (46)/243260962.html}, publisher = {}, abstract = {     В условиях становления цифровой экономики на первый план выходит сохранение и приумножение интеллектуального капитала, который в настоящее время является ключевым фактором общественного развития. Ориентация национальной экономики на использование современных достижений цифровой индустрии будет способствовать скорейшему переходу к информационному обществу в глобальном масштабе. Цифровизация образования позволит использовать последние достижения научной мысли для развития других сфер жизнедеятельности общества.     В работе предложена модель адаптации технологий распределенных реестров на основе блокчейн и смарт-контрактов для надежного хранения и эффективного использования показателей уровня профессиональных компетенций граждан в целях создания единой информационной среды взаимодействия всех субъектов экономической системы. Авторами разработана модель системы учета профессиональных компетенций граждан и траекторий их развития, основанная на использовании современных технологий цифровой экономики. Обоснована эффективность и безопасность использования блокчейн-технологии для хранения и передачи информации. Основными субъектами в представленной системе являются образовательные учебные заведения всех уровней, государственные структуры по надзору в сфере образования и непосредственно сами граждане, принимающие участие в образовательном процессе.     Предложенная модель отражает уровень образования и профессионального мастерства каждого зарегистрированного участника в виде индекса (education index, EI), учитывающего все достижения в сфере образования и профессиональные компетенции на протяжении всей жизни. По мнению авторов, при расчете EI целесообразно также учитывать рейтинг образовательного учреждения, принимающего участие в формировании профессиональных компетенций граждан. Введение EI позволит существенно упростить процесс трудоустройства выпускников различных образовательных учреждений, а также проведение вузами приемных кампаний. Кроме того, при помощи инструментов анализа возможно создание рейтингов вузов, кафедр и даже отдельных преподавателей. Разработанная система учета профессиональных компетенций ориентирована на обработку и хранение больших объемов данных (Big Data), что позволит в перспективе подключить к реестру работодателей, фонд пенсионного страхования и иные государственные структуры, заинтересованные в использовании полных и достоверных персональных данных граждан.Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 18-410-320002\18 «Концепция инновационного управления развитием региональной экономики в условиях цифровизации: проектный подход»}, annote = {     В условиях становления цифровой экономики на первый план выходит сохранение и приумножение интеллектуального капитала, который в настоящее время является ключевым фактором общественного развития. Ориентация национальной экономики на использование современных достижений цифровой индустрии будет способствовать скорейшему переходу к информационному обществу в глобальном масштабе. Цифровизация образования позволит использовать последние достижения научной мысли для развития других сфер жизнедеятельности общества.     В работе предложена модель адаптации технологий распределенных реестров на основе блокчейн и смарт-контрактов для надежного хранения и эффективного использования показателей уровня профессиональных компетенций граждан в целях создания единой информационной среды взаимодействия всех субъектов экономической системы. Авторами разработана модель системы учета профессиональных компетенций граждан и траекторий их развития, основанная на использовании современных технологий цифровой экономики. Обоснована эффективность и безопасность использования блокчейн-технологии для хранения и передачи информации. Основными субъектами в представленной системе являются образовательные учебные заведения всех уровней, государственные структуры по надзору в сфере образования и непосредственно сами граждане, принимающие участие в образовательном процессе.     Предложенная модель отражает уровень образования и профессионального мастерства каждого зарегистрированного участника в виде индекса (education index, EI), учитывающего все достижения в сфере образования и профессиональные компетенции на протяжении всей жизни. По мнению авторов, при расчете EI целесообразно также учитывать рейтинг образовательного учреждения, принимающего участие в формировании профессиональных компетенций граждан. Введение EI позволит существенно упростить процесс трудоустройства выпускников различных образовательных учреждений, а также проведение вузами приемных кампаний. Кроме того, при помощи инструментов анализа возможно создание рейтингов вузов, кафедр и даже отдельных преподавателей. Разработанная система учета профессиональных компетенций ориентирована на обработку и хранение больших объемов данных (Big Data), что позволит в перспективе подключить к реестру работодателей, фонд пенсионного страхования и иные государственные структуры, заинтересованные в использовании полных и достоверных персональных данных граждан.Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 18-410-320002\18 «Концепция инновационного управления развитием региональной экономики в условиях цифровизации: проектный подход»} }