TY - JOUR TI -

Разработка инструментария стратегического управления предприятиями теплообеспечения Донецкого региона

T2 - Бизнес-информатика IS - Бизнес-информатика KW - стратегическое управление KW - системно-динамическое моделирование KW - жизнеспособность KW - тарифообразующие затраты KW - предприятие теплообеспечения AB -       Повышение эффективности стратегического управления в условиях высокой сложности и динамичности современных управленческих систем требует разработки адекватного математического инструментария. Задача повышения эффективности стратегического управления особенно актуальна для предприятий теплообеспечения Донецкого региона, функционирование которых затруднено рядом общесистемных проблем, а также наличием существенных внешних вызовов. В то же время вопросы использования математического аппарата для повышения эффективности стратегического управления предприятиями сферы ЖКХ, в том числе теплообеспечения, являются малоизученными. В связи с этим целью настоящего исследования является повышение эффективности стратегического управления предприятиями теплообеспечения Донецкого региона за счет разработки соответствующего инструментария математического моделирования. Для достижения поставленной цели в работе проведен анализ жизнеспособности системы по методологии, предложенной С. Биром, выполнен анализ элементов рынка теплообеспечения, а также разработаны системно-динамические модели, основанные на подходе Дж. Форрестера.      В результате исследования выявлены основные проблемы, влияющие на жизнеспособность системы на стратегическом уровне. Установлено, что выявленные проблемы являются следствием несовершенства методологической базы, в том числе отсутствия своевременной информации о динамике внешней среды, прогнозирования ключевых параметров, инструментария принятия решений и др. С целью поиска инструментария для совершенствования методологической базы проведены анализ и прогнозирование рынка теплообеспечения Донецкого региона, как части внешней среды, оказывающей наиболее значимое воздействие на деятельность предприятий теплообеспечения Донецкого региона.      В ходе анализа рынка установлено, что предложение на услуги теплообеспечения не является постоянным и зависит от тарифообразующих затрат. В связи с этим предложен подход к прогнозированию тарифообразующих затрат, основанный на методологии А.Г. Ивахненко, но отличающийся от нее наличием обучающей и двух тестовых выборок. Кроме того, в ходе анализа рынка выявлены новые разновидности спроса на услуги теплообеспечения - упущенный спрос и неоплаченный спрос. На основе установленных зависимостей построена модель прогнозирования поведения потребителей предприятия теплообеспечения, ориентированная на уровень маркетинга. С помощью данной модели, путем ее дополнения и модификации построена комплексная модель стратегического управления предприятием теплообеспечения Донецкого региона, позволяющая анализировать эффективность использования тех или иных рычагов стратегического управления на основе сценарного анализа. AU - М. А. Мызникова AU - Л. Н. Бражникова UR - https://bijournal.hse.ru/2019--1 Vol.13/269675056.html PY - 2019 SP - 45-58 VL -