@ARTICLE{26583204_670746381_2022, author = {Е. С. Морозевич and В. С. Коротких and Е. А. Кузнецова}, keywords = {, обучение и развитие, надпрофессиональные компетенции, адаптивность, рекомендательная система, машинное обучение, матричная факторизациянейронная сеть}, title = {

Разработка модели формирования индивидуальных образовательных траекторий с использованием методов машинного обучения

}, journal = {Бизнес-информатика}, year = {2022}, number = {2 Vol 16}, pages = {21-35}, url = {https://bijournal.hse.ru/2022--2 Vol 16/670746381.html}, publisher = {}, abstract = {      Сегодня экономика переживает цифровую трансформацию, ключевыми барьерами которой являются нехватка квалифицированных кадров, компетенций и знаний, а также внутреннее сопротивление в организациях. Преодолеть их можно через качественное развитие и обучение персонала. Актуальной задачей является построение индивидуальных образовательных траекторий. Современные исследования направлены на имплементацию рекомендательных систем в целях подбора релевантного материала. Однако основой таких рекомендаций являются цифровые следы; полный личностный профиль обучающегося, а также организационные ценности не учитываются. Целью исследования является создание интеллектуального проводника, который бы сопровождал сотрудника на протяжении всей жизни в организации, вовлекая его в процесс обучения согласно персонифицированной траектории на основе данных о комплексном личностном профиле и реакциях на образовательный материал, тренируя "soft" и "hard skills" в соответствии с ценностями организации и сотрудника. В исследовании использовались методы системного анализа, системной инженерии, психодиагностического исследования (модель DISC, методика Алана Роу «Стиль принятия решений», методика определения стилей деятельности Хони и Мамфорда, тест на психотип), проектирования программного обеспечения и искусственного интеллекта (матричная факторизация и нейронные сети). Исследование проведено на уникальной базе данных, собранной в рамках его проведения и состоящей из образовательных задач для развития soft skills, данных по их выполнению пользователями с разными soft skills профилями. Разработана модель интеллектуального проводника и произведена ее реализация в виде программного компонента для системы управления предприятием, основу которого составили модули психодиагностики, организационного управления, обучения и рекомендаций. Интеллектуальность разработанной системы позволяет качественно сформировать индивидуальную образовательную траекторию, которая вовлечет сотрудника не только в процесс обучения и развития, но и в достижение организационных целей.Вкладывая в развитие сотрудников, организация получает T-shaped специалистов, обладающих проактивной позицией и способных к самоорганизации. Результаты исследования могут использоваться предприятиями не только на организационном уровне, но и через трансляцию в системе образования дляформирования экосистемы образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики региона.}, annote = {      Сегодня экономика переживает цифровую трансформацию, ключевыми барьерами которой являются нехватка квалифицированных кадров, компетенций и знаний, а также внутреннее сопротивление в организациях. Преодолеть их можно через качественное развитие и обучение персонала. Актуальной задачей является построение индивидуальных образовательных траекторий. Современные исследования направлены на имплементацию рекомендательных систем в целях подбора релевантного материала. Однако основой таких рекомендаций являются цифровые следы; полный личностный профиль обучающегося, а также организационные ценности не учитываются. Целью исследования является создание интеллектуального проводника, который бы сопровождал сотрудника на протяжении всей жизни в организации, вовлекая его в процесс обучения согласно персонифицированной траектории на основе данных о комплексном личностном профиле и реакциях на образовательный материал, тренируя "soft" и "hard skills" в соответствии с ценностями организации и сотрудника. В исследовании использовались методы системного анализа, системной инженерии, психодиагностического исследования (модель DISC, методика Алана Роу «Стиль принятия решений», методика определения стилей деятельности Хони и Мамфорда, тест на психотип), проектирования программного обеспечения и искусственного интеллекта (матричная факторизация и нейронные сети). Исследование проведено на уникальной базе данных, собранной в рамках его проведения и состоящей из образовательных задач для развития soft skills, данных по их выполнению пользователями с разными soft skills профилями. Разработана модель интеллектуального проводника и произведена ее реализация в виде программного компонента для системы управления предприятием, основу которого составили модули психодиагностики, организационного управления, обучения и рекомендаций. Интеллектуальность разработанной системы позволяет качественно сформировать индивидуальную образовательную траекторию, которая вовлечет сотрудника не только в процесс обучения и развития, но и в достижение организационных целей.Вкладывая в развитие сотрудников, организация получает T-shaped специалистов, обладающих проактивной позицией и способных к самоорганизации. Результаты исследования могут использоваться предприятиями не только на организационном уровне, но и через трансляцию в системе образования дляформирования экосистемы образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики региона.} }