Скрыть
Раскрыть

ISSN 1998-0663 (print),
ISSN 2587-8166 (online)

English version: ISSN 2587-814X (print),
ISSN 2587-8158 (online)

Ехлаков Ю. П. 1, Пермякова Н. В. 2
  • 1 Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники , 634050, г. Томск, пр. Ленина, д. 40.
  • 2 Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 634034, г. Томск, ул. Вершинина, д. 74.

Нечеткая модель оценки рисков продвижения программных продуктов

2014. № 3 (29). С. 69–78 [содержание номера]

Ехлаков Юрий Поликарпович - доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой автоматизации обработки информации, факультет систем управления,Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Адрес: 634034, г. Томск, ул. Вершинина, д. 74.
E-mail: upe@tusur.ru

Пермякова Наталья Викторовна - аспирант кафедры автоматизации обработки информации, факультет систем управления, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Адрес: 634034, г. Томск, ул. Вершинина, д. 74.
E-mail: pnv@muma.tusur.ru

      В статье рассматривается задача оценки и анализа рисков при разработке и реализации программы продвижения прикладных программных продуктов, показана целесообразность использования для решения задачи математического аппарата нечетких систем. Сформулирована маркетинговая цель программы как «достижение планового объема продаж в определенном интервале времени при ограничениях на бюджет программы». Учитывая явную логическую взаимосвязь между целями программы и возможными рисками, определены три вида рисков: срыв плановых сроков реализации программы, срыв плановых объемов продаж, превышение бюджета программы. На основе анализа литературы выявлены причины (рискообразующие факторы), способствующие возникновению рисков, предложена классификация рискообразующих факторов, их качественные и количественные характеристики. Рассмотрен реальный пример построения нечеткой модели оценки и анализа рисков при выводе на рынок веб-ориентированной геоинформационной технологии генерального плана предприятия. Выделены одиннадцать входных лингвистических переменных (рискообразующих факторов), влияющих на риски программы и три выходных переменных (степень влияния факторов на итоговый риск проекта, степень превышения бюджета проекта и степень достижения плана по объему продаж). Построены две базы правил: правила первой базы используются для определения степени влияния факторов на итоговый риск, правила второй базы используются для определения степени рискованности основных целей программы. На основе алгоритма нечеткого вывода Мамдани получены численные характеристики каждого из рисков и предложены сценарии по реагированию на них. Полученные результаты в практическом плане полезны руководителям малых ИТ-компаний, а также маркетологам, при решении задач продвижения новых товаров на промышленные рынки.

BiBTeX
RIS
 
 
Rambler's Top100 rss