Скрыть
Раскрыть

ISSN 1998-0663 (print),
ISSN 2587-8166 (online)

English version: ISSN 2587-814X (print),
ISSN 2587-8158 (online)

Ехлаков Ю. П. 1, Бараксанов Д. Н. 2
  • 1 Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники , 634050, г. Томск, пр. Ленина, д. 40.
  • 2 Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР), 634050, г. Томск, пр. Ленина, д. 40.

Математическая модель и алгоритм выбора дифференцированных по функционалу и бизнес-моделям поставки вариантов программного продукта

2015. № 4 (34). С. 55–62 [содержание номера]

Ехлаков Юрий Поликарпович - доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой автоматизации обработки информации, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР)
Адрес: 634050, г. Томск, пр. Ленина, д. 40.
E-mail: upe@tusur.ru

Бараксанов Дмитрий Николаевич - аспирант кафедры автоматизации обработки информации, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР)
Адрес: 634050, г. Томск, пр. Ленина, д. 40.
E-mail: bdn@tusur.ru

      В статье рассматриваются проблемы и задачи, с которыми сталкиваются ИТ-компании при продвижении на рынок собственных разработок. Представлено описание базового рынка программных продуктов (ПП) в виде совокупности определенных групп потенциальных потребителей, которым можно предложить линейку ПП с интересующим их функционалом по различным бизнес-моделям поставки. Предложены три группы показателей привлекательности сегментов рынка – рыночной привлекательности, уровня конкуренции,эффективности работы компании в сегменте.
      Разработана многокритериальная математическая модель выбора вариантов тиражирования ПП в выделенных сегментах рынка. В качестве критериев оптимальности выделены максимум суммарной прибыли, минимум затрат на продвижение, минимум количества целевых сегментов и максимум интегрального показателя привлекательности сегментов. Ограничения модели – объемы трудовых ресурсов по каждой группе узкопрофильных специалистов ИТ-компании и поставка в каждый из сегментов только одного варианта ПП. В качестве алгоритма решения задачи применяется метод последовательных уступок, однако предложенные критерии оптимальности позволяют использовать и другие методы решения многокритериальной задачи.
      Описаны результаты использования модели на примере реальной задачи выбора вариантов поставки ПП «Электронное расписание занятий» на рынок средних специальных и высших учебных заведений Сибирского федерального округа Российской Федерации. Для тиражирования выделены 24 сегмента, потребителям которых предлагается поставка ПП по двум бизнес-моделям: «software as a service» (SaaS) и «application service provider» (ASP). Оценка количественных и качественныхпараметров математической модели проведена экспертами по оптимистическому, пессимистическому и реалистическому сценариям. Результаты решения задачи: ПП по модели SaaS предлагается тиражировать в 14 сегментах, по модели ASP – в 3 сегментах. Полученные результаты могут быть полезны руководителям и менеджерам небольших ИТ-компаний при формировании стратегий тиражирования собственных программных продуктов в перспективных целевых сегментах. 

Библиографическое описание: Yekhlakov Yu.P., Baraksanov D.N. Mathematical model and algorithm of selecting software promotion optionsdifferentiated by functionality and business models. Business Informatics. 2015. No. 4 (34). P. 55–62.DOI: 10.17323/1998-0663.2015.4.55.62.
BiBTeX
RIS
 
 
Rambler's Top100 rss