А.И. Марон - кандидат технических наук, доцент кафедры бизнес-аналитики, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20 E-mail: amaron@hse.ru
Информационный принцип (формализм) Джейнса, предложенный для решения задач статистической термодинамики, применен для решения задачи об оценке добросовестности исполнителя, осуществляющего восстановление технической системы методом замены элементов. Постановка задачи выглядит следующим образом. Заказчик обладает значительным парком однотипных технических устройств (например, автомобилей), определенные элементы которых подлежат плановой замене. По договору замену в плановом порядке осуществляет исполнитель. Для замены могут использоваться запасные элементы трех типов: новые оригинальные, новые неоригинальные и восстановленные. В договоре указано, какой процент запасных элементов каждого типа можно использовать. Заказчику затруднительно каждый раз проверять, какой именно элемент установлен. Однако для элемента каждого типа можно рассчитать среднее время до наступления момента, когда потребуется очередная замена. Фактическое среднее время между требованиями о замене фиксируется заказчиком. На основе этих данных с помощью информационного принципа Джейнса можно найти наиболее объективные вероятности использования исполнителем элементов различных типов. Сравнив эти вероятности с лимитами, указанными в договоре, заказчик делает вывод о добросовестности исполнителя и, в случае необходимости, принимает необходимые меры. В соответствии с принципом Джейнса, наиболее объективными являются вероятности, при которых энтропия по Шеннону достигает максимума при заданных ограничениях. Соответственно, задача их нахождения сводится к задаче нахождения экстремума нелинейной функции при заданных ограничениях. В работе эта задача сформулирована математически и решена для случая трех переменных с помощью метода множителей Лагранжа. Приведен расчет для реальной ситуации из практики автора.
Библиографическое описание:
Maron A.I. Assessment of service quality for complex technical devices based on the Jaynes’ information principle // Business Informatics. 2016. No. 4 (38). P. 47–51. DOI: 10.17323/1998-0663.2016.4.47.51