1
Уфимский государственный авиационный технический университет , 450008, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. К. Маркса, д. 12
2
450008, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. К. Маркса, д. 12, Уфимский государственный авиационный технический университет
Разработка требований к системе поддержки принятия решений для оценки качества предоставления государственных услуг с применением онтологического подхода[1]
Л.Р. Черняховская - доктор технических наук, профессор кафедры технической кибернетики, Уфимский государственный авиационный технический университет Адрес: 450008, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. К. Маркса, д. 12 E-mail: lrchern@yandex.ru
А.Ф. Галиуллина - аспирант кафедры технической кибернетики, Уфимский государственный авиационный технический университет Адрес: 450008, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. К. Маркса, д. 12 E-mail: GAF1205@yandex.ru
В статье представлено описание требований к системе поддержки принятия решений, которая предназначена для оценки качества предоставления государственных услуг. Требования к системе поддержки принятия решений используются в качестве отправной точки на этапе ее проектирования и определяют, что должна делать разрабатываемая система, не показывая при этом механизма ее реализации. Требования также служат ограничениями в процессе разработки системы. Совокупность разработанных требований к системе поддержки принятия решений включает основные, функциональные, нефункциональные и экономические требования. Предлагается применение онтологического подхода при разработке требований к системе. Это позволяет решить ряд проблем, возникающих при описании требований на естественном языке: отсутствия четкости изложения, смешения требований, объединения требований и др. Разработанная онтологическая модель позволяет однозначно толковать требования к системе поддержки принятия решений для оценки качества предоставления государственных услуг, структурировать спецификацию требований к системе и исключить размытость их определений. Онтологическое представление знаний о требованиях к разрабатываемой системе и о системе предоставления государственных услуг в целом используется для семантической интеграции имеющихся информационных ресурсов, а также для адекватной интерпретации содержания текстовых документов и поисковых запросов, которые представлены на естественном языке. Разработанная онтология улучшает понимание и использование системы всеми заинтересованными лицами с точки зрения организации их взаимодействия. Разработанная онтологическая модель также включает правила, согласно которым термины скомбинированы для построения достоверных утверждений о системе поддержки принятия решений.
[1] Работа выполнена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 14-08-97023 «Интеллектуальная поддержка принятия решений при управлении инновационными проектами на основе обработки знаний и математического моделирования».
Библиографическое описание:
Chernyakhovskaya L.R., Galiullina A.F. Development of requirements for a decision support system aimed at quality assessment of public services provided based on the ontological approach // Business Informatics. 2017. No. 1 (39). P. 36–47. DOI: 10.17323/1998-0663.2017.1.36.47