Скрыть
Раскрыть

ISSN 1998-0663 (print),
ISSN 2587-8166 (online)

English version: ISSN 2587-814X (print),
ISSN 2587-8158 (online)

Горбунов А. А. 1, Исаев Е. А. 1, Моргунов А. Ф. 1
  • 1 НИУ ВШЭ, 101000, Россия, Москва, ул. Мясницкая, д.20

Имитационная модель поддержки планирования учебного процесса в высшем учебном заведении

2017. № 2 (40). С. 57–67 [содержание номера]

А.А. Горбунов - преподаватель кафедры управления информационными системами и цифровой инфраструктурой, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20
E-mail: agorbunov@hse.ru

Е.А. Исаев - кандидат технических наук, профессор, заведующий кафедрой управления информационными системами и цифровой инфраструктурой, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20
E-mail: eisaev@hse.ru

А.Ф. Моргунов - кандидат технических наук, доцент кафедры управления информационными системами и цифровой инфраструктурой, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20
E-mail: amorgunov@hse.ru

      В вузах и втузах с профильными ИТ-специальностями в одном семестре могут обучаться работе с программными продуктами сразу несколько потоков, курсов, специальностей. Поэтому перед ИТ-службами учебных заведений возникает задача создания инфраструктуры учебных приложений, которая сможет обеспечить поддержку учебного процесса. Следует учитывать, что число специальностей, на которых изучаются информационные технологии, с каждым годом растет (например, в НИУ ВШЭ преподаются дисциплины-майноры, куда может записаться студент с любой специальности). Также в последнее время популярностью стали пользоваться дистанционные курсы. Если не планировать нагрузку, то с учетом будущих трендов, мощности даже самой высокотехнологичной инфраструктуры будут недостаточны. Расчет соответствующей нагрузки на инфраструктуру необходимо производить в процессе планирования учебных дисциплин, что позволит выполнять резервирование соответствующих мощностей и тем самым организовать эффективный учебный процесс.
      Разработчики программного обеспечения используют различные бенчмаркинговые инструменты, которые сложны и не предоставляют необходимой информации для участников планирования учебного процесса. 
      В статье рассматривается построение имитационной модели поддержки планирования учебного процесса. Моделирование осуществляется с использованием возможностей инструмента AnyLogic 7. Целью данной работы является разработка имитационной модели, предназначенной для оценки нагрузки на информационные системы, используемые в ходе учебного процесса. Помимо описания модели, в статье приведены результаты расчетов с ее использованием для различных вариантов размещения информационной системы (в частном облаке или на сервере в университете). Результаты моделирования подтверждены данными, полученными в ходе проведения практических занятий в вузе. Данная модель дает возможность планировать учебный процесс с целью добиться равномерности нагрузки на сервисы. В случае необходимости модель позволяет принять решение о месте размещения учебной информационной системы: на серверах университета или в частном облаке.

Библиографическое описание: Gorbunov A.A., Isaev E.A., Morgunov A.F. A simulation model for educational process planning in an institution of higher education // Business Informatics. 2017. No. 2 (40). P. 57 –67 . DOI: 10.17323/1998-0663.2017.2. 57.67
BiBTeX
RIS
 
 
Rambler's Top100 rss