Скрыть
Раскрыть

ISSN 1998-0663 (print),
ISSN 2587-8166 (online)

English version: ISSN 2587-814X (print),
ISSN 2587-8158 (online)

Мызникова М. А. 1, Бражникова Л. Н. 2
  • 1 Донецкий национальный университет , 283001, г. Донецк, ул. Университетская, д. 24
  • 2 Академия экономических наук Украины , 03057, г. Киев, ул. Желябова, д. 2

Разработка инструментария стратегического управления предприятиями теплообеспечения Донецкого региона

2019. № 1 Vol.13. С. 45–58 [содержание номера]

      Повышение эффективности стратегического управления в условиях высокой сложности и динамичности современных управленческих систем требует разработки адекватного математического инструментария. Задача повышения эффективности стратегического управления особенно актуальна для предприятий теплообеспечения Донецкого региона, функционирование которых затруднено рядом общесистемных проблем, а также наличием существенных внешних вызовов. В то же время вопросы использования математического аппарата для повышения эффективности стратегического управления предприятиями сферы ЖКХ, в том числе теплообеспечения, являются малоизученными. В связи с этим целью настоящего исследования является повышение эффективности стратегического управления предприятиями теплообеспечения Донецкого региона за счет разработки соответствующего инструментария математического моделирования. Для достижения поставленной цели в работе проведен анализ жизнеспособности системы по методологии, предложенной С. Биром, выполнен анализ элементов рынка теплообеспечения, а также разработаны системно-динамические модели, основанные на подходе Дж. Форрестера.
      В результате исследования выявлены основные проблемы, влияющие на жизнеспособность системы на стратегическом уровне. Установлено, что выявленные проблемы являются следствием несовершенства методологической базы, в том числе отсутствия своевременной информации о динамике внешней среды, прогнозирования ключевых параметров, инструментария принятия решений и др. С целью поиска инструментария для совершенствования методологической базы проведены анализ и прогнозирование рынка теплообеспечения Донецкого региона, как части внешней среды, оказывающей наиболее значимое воздействие на деятельность предприятий теплообеспечения Донецкого региона.
      В ходе анализа рынка установлено, что предложение на услуги теплообеспечения не является постоянным и зависит от тарифообразующих затрат. В связи с этим предложен подход к прогнозированию тарифообразующих затрат, основанный на методологии А.Г. Ивахненко, но отличающийся от нее наличием обучающей и двух тестовых выборок. Кроме того, в ходе анализа рынка выявлены новые разновидности спроса на услуги теплообеспечения – упущенный спрос и неоплаченный спрос. На основе установленных зависимостей построена модель прогнозирования поведения потребителей предприятия теплообеспечения, ориентированная на уровень маркетинга. С помощью данной модели, путем ее дополнения и модификации построена комплексная модель стратегического управления предприятием теплообеспечения Донецкого региона, позволяющая анализировать эффективность использования тех или иных рычагов стратегического управления на основе сценарного анализа.

Библиографическое описание:

Мызникова М.А., Бражникова Л.Н. Разработка инструментария стратегического управления предприятиями теплообеспечения Донецкого региона // Бизнес-информатика. 2019. Т. 13. № 1. С. 45–58.   DOI: 10.17323/1998-0663.2019.1.45.58

BiBTeX
RIS
 
 
Rambler's Top100 rss