|
2022. №3 Vol 16
|
|
7–23
|
На базе разработанного метода оценки параметров агрегированной производственной функции, используемой для расчета динамических нормативов и построения интегральных показателей результативности функционирования социально-экономических систем, рассмотрен трехмерный случай. Агрегированная производственная функция определяется квадратичной сверткой производственных функций результатов функционирования элементов подсистемы и их корреляционной матрицы. Параметры агрегированной производственной функции определяются из решения задачи максимизации функции правдоподобия случайной величины – агрегированных по аналогичному правилу остатков производственных функций. На примере проектной подсистемы в рамках пространственно-временной классификации социально-экономических систем Г.Б. Клейнера получены скорректированные значения параметров функции, включающей степенные мультипликативные модели связи объема валового регионального продукта для разделов F (строительство), G (оптовая и розничная торговля), K (финансовая деятельность) по ОКВЭД 2 и стоимостью основных производственных фондов (всего для раздела K, для разделов F и G), среднегодовой численностью занятых (для разделов F и G) и среднегодовой численностью населения (для раздела K), построенные по данным за 2015–2020 годы (разделы G, K) и 2018–2020 годы (раздел F) для областей Центрального федерального округа. В качестве инструментальных средств были использованы программный комплекс «ЭФРА» и программный проект на языке Python. Полученные результаты могут быть использованы региональными органами управления при оценке результатов функционирования областей и формировании соответствующих нормативов в краткосрочном периоде. |
|
24–35
|
Задача оценивания рыночной стоимости арт-объекта (AO) актуальна для художников, арт-дилеров, коллекционеров, музейных работников и пр. К ее решению привлекаются эксперты и оценщики, нуждающиеся в соответствующих средствах автоматизации. Она усложняется несогласованностью понятийного аппарата специалистов различных областей знаний, спецификой AO и арт-рынка. Известные методы ее решения, тем более автоматизированные, не многочисленны и не универсальны. Цель исследования – разработка метода автоматизированного оценивания рыночной стоимости AO, определяющего ее как сумму двух компонентов: себестоимости создания AO и добавленной стоимости – стоимости актива «ценность AO». Для вычисления первого компонента используется затратный подход и аддитивная модель, второго – сравнительный подход и интерполяционная модель. Добавленная стоимость современных AO представляется функцией от параметров каждого из четырех ценообразующих факторов AO: «ценность художника», «художественная ценность AO», «культурная ценность AO», «качество состояния AO». Предполагается реализовать модели в виде программного комплекса, интегрируемого в информационные системы современных арт-институций, согласовав используемые форматы данных. |
|
36–52
|
В условиях высокого и возрастающего уровня неопределенности качество стратегического управления в процессе обеспечения достижения траектории устойчивого развития предприятия приобретает особое значение. Вопросы формирования и эффективной реализации механизма стратегического управления актуализируют задачу поиска инструментария оценки качества стратегического управления. В то же время, проблематика разработки инструментария оценки качества стратегического управления предприятием с позиции достижения им траектории устойчивого развития в условиях неопределенности остается малоизученной. В этой связи, цель исследования состоит в повышении качества стратегического управления промышленными предприятиями, функционирующими в условиях неопределенности, посредством разработки и апробации на примере отдельных предприятий Донецкого региона инструментария оценки качества стратегического управления в контексте достижения предприятием траектории устойчивого развития. Для достижения поставленной цели в работе использован синтез системного, кибернетического и синергетического подходов. Для реализации поставленной цели в рамках исследования проведена концептуализация основных понятий и предложены теоретико-методологические подходы к трактовке категорий «стратегическое управление», «устойчивое развитие» и «стратегическая неопределенность». Базируясь на авторских подходах к трактовке основных категорий, предложено производить оценку качества стратегического управления с точки зрения цели такого управления, состоящей в достижении траектории устойчивого развития. Основываясь на авторском подходе, была проведена оценка качества стратегического управления промышленными предприятиями Донецкого региона в контексте достижения ими устойчивого развития. Апробация предложенного инструментария позволила сделать вывод, что интегральный показатель оценки по всем анализируемым предприятиям не имел однозначной и однонаправленной тенденции к сокращению. Указанное свидетельствует об отсутствии устойчивой тенденции движения к аттрактору за анализируемый период по всем исследуемым предприятиям, что актуализирует вопросы поиска резервов повышения эффективности стратегического управления промышленными предприятиями Донецкого региона, составляющие перспективу дальнейших исследований. |
|
53–67
|
Статья посвящена разработке укрупненной имитационной модели динамики туристической отрасли. Целью исследования является формирование рекомендаций по восстановлению туристической отрасли от последствий пандемии. Полученная модель рассматривает внутренний туризм с точки зрения взаимозависимости экономического состояния государства, вклада индустрии туризма в валовый внутренний продукт, размера туристического потока и среднего дохода на одного туриста. В дополнение к описанию функциональных зависимостей элементов модели предлагаются последовательные эксперименты для проверки логики взаимосвязей элементов. Для разработки модели используются инструменты системной динамики. В исследовании также рассматривается класс вычислительных моделейобщего равновесия (computable general equilibrium) как инструмент анализа спроса и предложения на рынке туристических продуктов. |
|
68–84
|
Игровой бизнес быстро развивается, и это стимулирует цифровую экономику в Индонезии. Данное исследование направлено на изучение роли воспринимаемой ценности в поведение при покупке атрибутов онлайн-игр в Индонезии в зависимости от гендерных групп. Образцы были взяты из нескольких игровых онлайн-сообществ в Индонезии. Параметрами воспринимаемой ценности в этом исследовании являются значения эмоциональной, качественной, социальной и экономической ценности, и являются предшественниками для параметров намерения покупки атрибута онлайн-игры и параметров поведения при покупке. Данные были проанализированы с использованием моделирования структурными уравнениями. Результаты исследования показывают влияние на покупательские намерения воспринимаемой ценности, которая состоит из эмоциональной, качественной, социальной и экономической ценности и в конечном итоге формирует поведение при покупке атрибутивных товаров онлайн-игры. Существует разница в каждом компоненте воспринимаемой ценности поведения при покупке между мужской и женской группами. Эмоциональные и качественные ценности не влияют на стремление женской группы к успеху, в то время как социальные ценности не оказывают существенного влияния на мужскую группу. |
|
85–97
|
Рассматривается метод выявления конфликтных отношений между субъектами бизнес-процессов. Важность предлагаемого решения обусловлена высокой чувствительностью бизнес-процессов современных высокотехнологичных предприятий к негативным факторам и необходимостью выработки корректных управленческих решений в конфликтных ситуациях. Способность компании выявлять внутренние конфликты и формировать управленческие решения с их учетом является признаком эффективного бизнес-процесса. Доступные для практического применения современные методы выявления конфликтов способны идентифицировать конфликтные ситуации уже на стадии открытого конфликта, когда влияние конфликта на бизнес-процесс уже ощутимо и связано с ухудшением показателей предприятия. К сожалению, эти методы обладают весомым недостатком, так как не способны идентифицировать конфликты на ранней стадии, когда воздействие ситуации на бизнес-процесс не ощутимо. Предложен инновационный, основанный на аналитической обработке опросных данных, подход, который способен идентифицировать скрытые конфликты среди сотрудников предприятия. Выявление конфликтной ситуации на ранней стадии дает возможность управлять конфликтом и снизить финансовые потери компании. |
|
|