Скрыть
Раскрыть

ISSN 1998-0663 (print),
ISSN 2587-8166 (online)

English version: ISSN 2587-814X (print),
ISSN 2587-8158 (online)

Акопов А. С.1, Зарипов Е. А.1,2, Мельников А. М.1,2
  • 1 Центральный экономико-математический институт, Российская академия наук, Москва, Россия
  • 2 МИРЭА – Российский технологический университет, Москва, Россия

Адаптивное управление транспортной инфраструктурой в городской среде с использованием генетического алгоритма вещественного кодирования

2024. № 2 Vol 18. С. 48–66 [содержание номера]

      Управление городским территориальным комплексом обуславливает необходимость разработки эффективной стратегии эволюционного развития транспортной инфраструктуры. Ключевым элементом подобной инфраструктуры является система светофоров, обеспечивающая регулирование транспортных и пешеходных потоков. Улучшение качества управления в интеллектуальной транспортной системе (ИТС), позволяет не только увеличить пропускную способность уличной дорожной сети, но также оказывает существенное влияние на экономику города, уменьшая издержки всех участников дорожного движения. В результате для участников дорожного движения могут быть сокращены расходы на топливо, повышен уровень их социального комфорта и т. д. В данной работе предлагается новый подход к оптимизации транспортных потоков «умного города», основанный на комбинированном использовании разработанного генетического оптимизационного алгоритма и имитационной модели ИТС. Разработанный оптимизационный алгоритм агрегирован по целевым функционалам с созданной имитационной моделью реального участка уличной дорожного сети г. Москвы со своими перекрестками, пешеходными переходами и др., реализованной в системе AnyLogic. Исследование направлено на создание системы поддержки принятия решений по управлению городской транспортной инфраструктурой, на примере задачи оптимизации длительности фаз регулирующих сигналов светофоров, с целью уменьшения временных затрат на проезд транспортных средств через ключевые узлы городской дорожной сети, оптимизации движения пешеходных потоков и др. Применение предложенного подхода позволяет значительно повысить пропускную способность уличной дорожной сети, уменьшить негативное воздействие автомобильных потоков на окружающую среду за счет оптимизации расхода топлива и сокращения времени ожидания на перекрестках, регулируемых светофорами. Методология исследования включает в себя разработку модифицированного генетического алгоритма, построение имитационной модели транспортных и пешеходных потоков в AnyLogic, проведение ряда оптимизационных экспериментов, демонстрирующих эффективность предложенного подхода в контексте моделирования сложных урбанистических транспортных систем.

Библиографическое описание:

Акопов A.C., Зарипов Е.А., Мельников А.М. Адаптивное управление транспортной инфраструктурой в городской среде с использованием генетического алгоритма вещественного кодирования // Бизнес-информатика. 2024. Т. 18. № 2. С. 48–66. DOI: 10.17323/2587-814X.2024.2.48.66

BiBTeX
RIS
 
 
Rambler's Top100 rss