Жарова Анна Константиновна – кандидат юридических наук, доцент кафедры инноваций и бизнеса в сфере информационных технологий, факультет бизнес-информатики, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Адрес: 101000, Москва, Мясницкая ул., 20. E-mail: ajarova@hse.ru
Гутникова Анна Сергеевна – кандидат юридических наук, директор Института проблем правового регулирования, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Адрес: 101000, Москва, Мясницкая ул., 20. E-mail: agutnikova@hse.ru
Мальцева Светлана Валентиновна – доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой инноваций и бизнеса в сфере информационных технологий, и.о. декана факультета бизнес-информатики, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Адрес: 101000, Москва, Мясницкая ул., 20. E-mail: smaltseva@hse.ru
Елин Владимир Михайлович – кандидат юридических наук, доцент кафедры информационной безопасности, факультет бизнес-информатики, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Адрес: 101000, Москва, Мясницкая ул., 20. E-mail: velin@hse.ru
В настоящее время серьезное внимание уделяется вопросам применения информационных технологий для предоставления государственных услуг, обеспечения взаимодействия различных организаций с гражданами, а также в целях международного сотрудничества. В то же время применение информационных технологий напрямую связано с реализацией на законодательном уровне принципа технологической нейтральности, который предполагает, что принимаемые законодателем нормы и предписания являются нейтральными в отношении используемых технологий.
В статье осуществляется систематизация проблем, решение которых позволит в значительной степени улучшить реализацию принципа технологической нейтральности на различных уровнях информационных отношений. В частности, обосновывается, что принцип технологической нейтральности должен быть сформулирован на законодательном уровне. При этом принцип технологической нейтральности следует рассматривать также и по отношению к процессу электронного документооборота, поскольку, несмотря на закрепленную возможность использования субъектами любого вида электронной подписи для обеспечения юридической значимости сделок между ними, отсутствие федерального закона «Об электронном документе и документообороте» ограничивает возможности использования определенных законодательством электронных подписей. Основная задача такого закона – установление единого понятийного аппарата, общих принципов организации документооборота на основе использования информационно-коммуникационных технологий, установление общих требований к формам и форматам электронных документов, их реквизитам и атрибутам, а также требований в области передачи и получения электронных документов, перевода документов на бумажных носителях в электронную форму и обратно, оформления копий документов и т.д. Кроме того, принцип технологической нейтральности необходимо последовательно реализовывать при решении вопросов размещения заказов на сложные информационные технологии органами власти, анализа ситуации на рынке различного рода информационных услуг, в том числе услуг информационно-справочных систем, государственной поддержки организаций, которые работают в сфере информационных технологий, а также вопросов административных барьеров, которые могут сдерживать деятельность в этой сфере.