Скрыть
Раскрыть

ISSN 1998-0663 (print),
ISSN 2587-8166 (online)

English version: ISSN 2587-814X (print),
ISSN 2587-8158 (online)

Гаврилова Т. А. 1, Алсуфьев А. И. 1, Гринберг Э. Я. 1
  • 1 Санкт-Петербургский государственный университет , 199004, г. Санкт-Петербург, Волховский пер., д. 3

Визуализация знаний: критика Сент-Галленской школы и анализ современных трендов

2017. № 3 (41). С. 7–19 [содержание номера]

Т.А. Гаврилова - доктор технических наук, профессор, заведующая кафедрой информационных технологий в менеджменте, Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: 199004, г. Санкт-Петербург, Волховский пер., д. 3
E-mail: gavrilova@gsom.pu.ru

А.И. Алсуфьев - ассистент кафедры организационного поведения и управления персоналом, Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: 199004, г. Санкт-Петербург, Волховский пер., д. 3
E-mail: alsufyev@gsom.pu.ru

Э.Я. Гринберг - аспирант кафедры информационных технологий в менеджменте, Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: 199004, г. Санкт-Петербург, Волховский пер., д. 3
E-mail: st057454@student.spbu.ru

      Целью данной статьи является анализ ведущих европейских исследований в области визуализации знаний с точки зрения накопленной теоретической базы, практики применения, проблем и современных тенденций. Необходимость цифровой трансформации бизнеса для выживания в эпоху сверхскоростей, мобильных интеллектуальных приложений и больших данных становится очевидной. Однако осмысление и интерпретация информации по-прежнему остаются за человеком. Один из способов справиться с информационным «взрывом» – использовать различные визуализации, чтобы понять, сжать и наглядно представить множество цифр, слов и идей. Появились специальные термины – «инфографика» и «инфовиз». Количество работ, посвященных этим понятиям, растет с каждым годом. К наиболее значимым и цитируемым относятся труды исследователей из университета Сент-Галлена (Швейцария), которые названы в данной статье Сент-Галленской школой.
      На основе анализа более двадцати работ Сент-Галленской школы в данной статье выделены основные этапы истории ее исследований: предварительный, этап накопления эмпирических данных и этап построения теории. Проанализирован вклад отдельных этапов в теорию и практику менеджмента. В частности, вклад в теорию включает в себя классификацию методов визуализации, описание применения визуализации в бизнесе, развитие теории ограничивающих объектов, а также подробное описание экспериментальных исследований. Вклад в практику бизнеса заключается в реализации просветительских проектов и разработке новых визуальных моделей. Также выявлен фрагментарный характер исследований: теоретические работы фокусируются вокруг вопроса влияния отдельных визуальных моделей на реализацию определенных бизнес-практик, а эмпирические работы зачастую описывают консультационные проекты, но не дают понимания того, как применяются методы визуализации, когда рядом нет исследователя-консультанта.
      На основе анализа литературы установлено, что основным трендом в обработке информации является акцент на представлении знаний, основанных на данных, а не данных как таковых. Обозначены проблемные области, связанные с применяемыми методами исследования, отсутствием системности, а также недостаточным разграничением понятий «визуализация данных» и «визуализация знаний». Таким образом, обоснована необходимость выделить визуализацию знаний в отдельное направление исследований в области управления знаниями.

Работа выполнена при поддержке Российского научного фонда (грант № 15-18-30048)  

Библиографическое описание: Гаврилова Т.А., Алсуфьев А.И., Гринберг Э.Я. Визуализация знаний: критика Сент-Галленской школы и анализ современных трендов // Бизнес-информатика. 2017. № 3 (41). С. 7–19. DOI: 10.17323/1998-0663.2017.3.7.19
BiBTeX
RIS
 
 
Rambler's Top100 rss