Скрыть
Раскрыть

ISSN 1998-0663 (print),
ISSN 2587-8166 (online)

English version: ISSN 2587-814X (print),
ISSN 2587-8158 (online)

Гаврилова Т. А.1, Кудрявцев Д. В., Лещева И. А., Павлов Я. Ю.
  • 1 Санкт-Петербургский государственный университет , 199004, г. Санкт-Петербург, Волховский пер., д. 3

Об одном методе классификации визуальных моделей

2013. № 4(26). С. 21–34 [содержание номера]

Гаврилова Татьяна Альбертовна – доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой информационных технологий в менеджменте, Высшая Школа Менеджмента, Санкт-Петербургский государственный университет.
Адрес: 199004, Санкт-Петербург, Волховский пер., 3.
E-mail: gavrilova@gsom.pu.ru

Кудрявцев Дмитрий Владимирович – кандидат технических наук, руководитель направления управления знаниями Бизнес Инжиниринг Групп (ООО «КВФ «БИГ-СПб»), доцент Санкт-Петербургского государственного политехнического университета.
Адрес: 191015, Санкт-Петербург, Фуражный пер., д.3, лит. К, БЦ «Рождественский», офис 237.
E-mail: dmitry.ku@gmail.com

Лещева Ирина Анатольевна – старший преподаватель кафедры информационных технологий в менеджменте, Высшая Школа Менеджмента, Санкт-Петербургский государственный университет.
Адрес: 199004, Санкт-Петербург, Волховский пер., 3.
E-mail: leshcheva@gsom.pu.eu

Павлов Ярослав Юрьевич – младший научный сотрудник, Высшая Школа Менеджмента, Санкт-Петербургский государственный университет.
Адрес: 199004, Санкт-Петербург, Волховский пер., 3.
E-mail: yaroslav.pavlov@gmail.com

В настоящее время все больше современных менеджеров и специалистов понимают важность проблемы структурирования и наглядного представления знаний. Визуализация позволяет наглядно представить изучаемые процессы, явления и понятия в тех случаях, когда непосредственное восприятие затруднено. Графические представления как метод компактной организации информации могут использоваться как мощное орудие мышления применительно ко всем областям интеллектуальной деятельности, включая моделирование предприятий, сложных организационных структур, а также процессы бизнес-обучения. Важность визуальных представлений для лучшего усвоения материала в системах традиционного и дистанционного обучения очевидна. Такие графические модели облегчают понимание и коммуникации «преподаватель-студент». Хотя количество визуальных языков моделирования велико, выбор среди них зачастую случаен и необоснован. Это объясняется, в первую очередь, отсутствием ясной классификации средств визуализации и рекомендаций по выбору используемых графических моделей.
Цель работы заключается в разработке новой таксономии для выбора визуального языка в зависимости от типа представляемых знаний (аспектов предметной области), при этом в основу предлагаемого подхода положена семантическая классификация визуальных языков и типов знаний.
В результате предложена новая классификация языков визуального моделирования, которая позволяет выбрать тип диаграммы в зависимости от типа знаний, которые необходимо представить. В статье также представлено описание типов знаний с помощью вопросов проверки компетентности, а также выявлены общие понятия и отношения, характерные для каждого типа знаний и соответствующих языков. Данные описания вопросов проверки компетентности и общих элементов, с одной стороны, обосновывают распределение визуальных языков по типам, а с другой — помогают понять, в визуализации какого типа знаний есть потребность. Все вышеуказанные классификации и описания интегрированы в метод выбора языка визуального моделирования. Кроме того, в статье выявлены ограничения визуальных средств и предложены подходы по их устранению — интеграция с онтологическим инжинирингом, инженерией методов и отраслевыми лучшими практиками, а также с неграфическими средствами моделирования.

BiBTeX
RIS
 
 
Rambler's Top100 rss