|
Принятие решений и бизнес-интеллект
|
3–9
|
Ставенко Юлия Андреевна – научный сотрудник Научно-образовательного центра технологий управления информацией, ассистент кафедры моделирования и оптимизации бизнес-процессов, факультет бизнес-информатики, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Адрес: 101000, Москва, Мясницкая ул., 20. E-mail: ystavenko@hse.ru
Громов Александр Игоревич – кандидат химических наук, профессор, заведующий кафедрой моделирования и оптимизации бизнес-процессов, факультет бизнес-информатики, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Адрес: 101000, Москва, Мясницкая ул., 20. E-mail: agromov@hse.ru
В настоящее время поддержка инновационной деятельности остается одним из самых актуальных вопросов в научной и корпоративной среде, а также на государственном уровне. Однако, несмотря на понимание важности инноваций, в соответствие с отчетом INSEAD Россия по рейтингу эффективности инновационной политики организаций и государства по поддержке и внедрению инноваций в целом занимает лишь 51 место, уступая таким странам, как Эстония, Словения и Саудовская Аравия. Можно сделать вывод, что вопрос управления инновационным процессом остается одним из наиболее сложных и болезненных для российских компаний. В связи с этим многим организациям требуется методика управления инновационным процессом и интеллектуальными ресурсами, эффективная для конкретных бизнес-условий.
В статье рассмотрена эволюция подходов к управлению инновационными процессами в организации. На основе анализа этих подходов сделаны выводы о требованиях к поддержке инновационного процесса в современных условиях экономики, основанной на знаниях.
Как показали результаты исследования, протекание инновационного процесса, как и любого другого, обусловлено сложным взаимодействием многих факторов. Этот вывод опирается на доказательства того, что существует широкий спектр инновационных моделей в разных отраслях, а также внутри одной внутри отрасли. Но это не означает, что модели инновационных процессов бесполезны. Каждая из этих моделей является ответом на сопутствующие каждому поколению тенденции в экономике: при изменениях в подходах в экономике автоматически меняются подходы к определению инновационного процесса. Они могут быть использованы как шаблоны, реализация каждого из которых своя в каждой организации в зависимости от культуры и ресурсов. Таким образом, важнейшей задачей управления является создание инновационного процесса, подстраивающегося под цели конкретной организации и соответствующего внутренней и внешней среде организации. |
Программная инженерия
|
10–17
|
Александров Александр Евгеньевич – доктор технических наук, профессор кафедры персональных компьютеров и сетей, факультет информатики, Московский государственный университет приборостроения и информатики (МГУПИ). Адрес: 107996, Москва, ул. Стромынка, 20. E-mail: femsystem@yandex.ru
Шильманов Владимир Петрович – аспирант кафедры персональных компьютеров и сетей, факультет информатики, Московский государственный университет приборостроения и информатики (МГУПИ). Адрес: 107996, Москва, ул. Стромынка, 20. E-mail: femsystem@yandex.ru
В индустрии программирования наметилась устойчивая тенденция к переходу от объектно-ориентированной технологии программирования к новой парадигме, основанной на теории понятий и языко-ориентированных методах программирования. В рамках разработки программного обеспечения (ПО) средствами объектно-ориентированного программирования этот процесс является весьма длительным, а при сопровождении и развитии программного кода все необходимо повторять заново. Альтернативой ему выступает использование предметно-ориентированных языков, выполняющих роль своеобразного интерфейса, связывая высокоуровневые понятия с непосредственной программной реализацией.
Цель исследования заключается в автоматизации генерации кода при формировании компонентной библиотеки на основе семантических описаний, поступающих на вход, т.е. исходя из принципов языково-ориентированных методов программирования.
Рассматриваются два основных подхода, используемых при генерации кода: шаблонная генерация и генерация с помощью преобразователя. Во втором случае при проектировании ПО используется высокоуровневая модель предметной области с применением предметно-ориентированного языка (ПОЯ), такая модель более приближена к предметной области, чем классы и методы. В этом случае код программного приложения становится легким для понимания «предметным» специалистом, без какого-либо участия программиста. В результате на порядки сокращается объем текста приложения. Понятие программных компонентов предполагает многократное их использование, формирование различных программных приложений из блоков, с учетом их многократного использования.
В результате для формирования компонентной библиотеки разработан генератор кода на языке Python с использованием комбинаторной библиотеки PyParsing. Разработанный генератор позволяет создавать программный код алгоритма по предварительно сформированному шаблону описания его входных и выходных данных. Генерация с помощью преобразователя основана на написании программы, которая получает на вход семантическую модель, а на выходе дает исходный текст для целевой языковой среды. |
|
17–24
|
Пелепелин Игорь Евгеньевич – кандидат физико-математических наук, ведущий научный сотрудник, Научно-образовательный центр технологий управления информацией, Институт информационных технологий, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; ведущий руководитель проектов ООО «Логика бизнеса». Адрес: 115280, Москва, ул. Ленинская слобода, 19, стр. 6. E-mail: i61pelepelin@gmail.com
Феклистов Валентин Васильевич – старший научный сотрудник, Научный центр информационных систем мониторинга здоровья человека, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Адрес: 101000, Москва, Мясницкая ул., 20. E-mail: vfeklist@mail.ru
Кожевников Дмитрий Евгеньевич – ведущий научный сотрудник, Центр анализа деятельности органов исполнительной власти, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Адрес: 101000, Москва, Мясницкая ул., 20. E-mail: dkozhevnikov@hse.ru
Повышение эффективности создания информационных систем в рамках сервис-ориентированной архитектуры (СОА) является актуальной проблемой. Среди архитектур информационных систем в течение последних двенадцати лет выделяется сервис-ориентированная архитектура – подход к созданию приложений, в основе которого лежит выделение в деятельности относительно независимых автоматизируемых транзакций, именуемых сервисами, разработка программных компонентов, автоматизирующих эти транзакции, и объединение их в приложение на базе единой инфраструктуры для исполнения и управления.
Несмотря на большое количество разработанного инструментария и огромные преимущества в гибкости, масштабируемости и эффективности, которые получают предприятия при переходе на сервис-ориентированную архитектуру прикладных систем, этот подход до сих пор не получил ожидаемого распространения. Причинами такой ситуации, на наш взгляд, являются трудности при управлении большим массивом сервисов, как на этапе эксплуатации, так и на этапе проектирования и разработки.
Исходя из имеющегося у авторов опыта, трудности управления проектированием и разработкой носят преимущественно архитектурный характер. Это означает, что основные проблемы возникают на стыке зон ответственности участников процесса.
В данной работе авторы обобщают свой опыт решения обозначенных выше проблем как при помощи традиционных средств, так и с использованием нового субъектно-ориентированного подхода к управлению. Фокус статьи направлен на ряд актуальных технических и технологических аспектов использования соответствующего инструментария. В частности, сформулированы основные особенности СОА-разработки, приводящие к затруднению при управлении и координации усилий разработчиков. К ним относятся сложности при постановке задачи (известные в системной анализе как проблема структурно-функционального перехода), сложности при координации интерфейсов, необходимость поддержания стандартов сервисов, а также сложности при управлении проектами. С учетом этих особенностей предложены критерии определения эффективности процессов проектирования и создания компонентов, определены основные этапы жизненного цикла компонентов, а также определено место и преимущества субъектно-ориентированного подхода при моделировании и управлении процессами проектирования и создания компонентов. |
Правовые вопросы бизнес-информатики
|
25–32
|
Жарова Анна Константиновна – кандидат юридических наук, доцент кафедры инноваций и бизнеса в сфере информационных технологий, факультет бизнес-информатики, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Адрес: 101000, Москва, Мясницкая ул., 20. E-mail: ajarova@hse.ru
Гутникова Анна Сергеевна – кандидат юридических наук, директор Института проблем правового регулирования, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Адрес: 101000, Москва, Мясницкая ул., 20. E-mail: agutnikova@hse.ru
Мальцева Светлана Валентиновна – доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой инноваций и бизнеса в сфере информационных технологий, и.о. декана факультета бизнес-информатики, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Адрес: 101000, Москва, Мясницкая ул., 20. E-mail: smaltseva@hse.ru
Елин Владимир Михайлович – кандидат юридических наук, доцент кафедры информационной безопасности, факультет бизнес-информатики, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Адрес: 101000, Москва, Мясницкая ул., 20. E-mail: velin@hse.ru
В настоящее время серьезное внимание уделяется вопросам применения информационных технологий для предоставления государственных услуг, обеспечения взаимодействия различных организаций с гражданами, а также в целях международного сотрудничества. В то же время применение информационных технологий напрямую связано с реализацией на законодательном уровне принципа технологической нейтральности, который предполагает, что принимаемые законодателем нормы и предписания являются нейтральными в отношении используемых технологий.
В статье осуществляется систематизация проблем, решение которых позволит в значительной степени улучшить реализацию принципа технологической нейтральности на различных уровнях информационных отношений. В частности, обосновывается, что принцип технологической нейтральности должен быть сформулирован на законодательном уровне. При этом принцип технологической нейтральности следует рассматривать также и по отношению к процессу электронного документооборота, поскольку, несмотря на закрепленную возможность использования субъектами любого вида электронной подписи для обеспечения юридической значимости сделок между ними, отсутствие федерального закона «Об электронном документе и документообороте» ограничивает возможности использования определенных законодательством электронных подписей. Основная задача такого закона – установление единого понятийного аппарата, общих принципов организации документооборота на основе использования информационно-коммуникационных технологий, установление общих требований к формам и форматам электронных документов, их реквизитам и атрибутам, а также требований в области передачи и получения электронных документов, перевода документов на бумажных носителях в электронную форму и обратно, оформления копий документов и т.д. Кроме того, принцип технологической нейтральности необходимо последовательно реализовывать при решении вопросов размещения заказов на сложные информационные технологии органами власти, анализа ситуации на рынке различного рода информационных услуг, в том числе услуг информационно-справочных систем, государственной поддержки организаций, которые работают в сфере информационных технологий, а также вопросов административных барьеров, которые могут сдерживать деятельность в этой сфере. |
Интернет-технологии
|
33–39
|
Ехлаков Юрий Поликарпович – доктор технических наук, профессор, проректор по информатизации и управлению, заведующий кафедрой автоматизации обработки информации, факультет систем управления, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР). Адрес: 634050, Томск, пр. Ленина, 40. E-mail: upe@tusur.ru
Бараксанов Дмитрий Николаевич – начальник Центра веб-технологий и информационных ресурсов, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР). Адрес: 634050, Томск, пр. Ленина, 40. E-mail: bdn@tusur.ru
Современный маркетинг невозможно представить без Интернет. В то же время классические учебники и монографии по маркетингу не отражают особенности применения инструментов Интернет-маркетинга для продвижения программных продуктов, а имеющиеся работы по Интернет-маркетингу раскрывают в основном общие положения и не содержат соответствующих методических рекомендаций по продвижению. Между тем необходимо уточнение подходов к продвижению программных продуктов с использованием инструментов Интернет-маркетинга.
Целью данной статьи является конкретизация классической теории маркетинга по разработке программы продвижения с учетом специфики программных продуктов и применения Интернета в качестве основного канала коммуникаций с целевой аудиторией. Излагаются состав и содержание программы продвижения программных продуктов в среде Интернет, выделены основные этапы разработки программы, сформулированы маркетинговые и коммуникационные цели. Рассматриваются вопросы определения целевой аудитории, формирования коммуникационных целей, выбора структуры, содержания и формы коммуникационного сообщения, выбора канала и инструментов распространения коммуникационных сообщений с учетом специфики реализации программ продвижения через Интернет. Программы продвижения программных продуктов могут быть рассмотрены как комплекс процедур медиапланирования.
Представленная методика разработки программы продвижения программных продуктов с использованием инструментов Интернет-маркетинга основана на интеграции основных положений классического маркетинга по продвижению товаров на рынок и Интернет-маркетинга, с учетом специфики программного продукта. Предложенная математическая модель выбора инструментов в зависимости от стадии формирования ответных реакций целевой аудитории позволяет формализовать часть процесса медиапланирования. Материал статьи может быть полезен специалистам в области коммерциализации ИТ-продуктов при организации их продвижения в сети Интернет. |
Проблемы подготовки специалистов в области ИКТ
|
40–46
|
Таратухина Юлия Валерьевна – кандидат экономических наук, доцент кафедры инноваций и бизнеса в сфере информационных технологий, факультет бизнес-информатики, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Адрес: 101000, Москва, Мясницкая ул., 20. E-mail: jtaratuhina@hse.ru
В настоящий момент в современном мире формируется новая парадигма образования, которая содержит черты поликультурности и многофункциональности, и в которой научная форма работы часто дополняется проектной. Образовательные процессы частично перетекают в сетевой формат. Однако, в поликультурном образовательном пространстве мы часто сталкиваемся с проблемами, лежащими в области когнитивно-прагматических несоответствий коммуникантов из разных культур, межкультурной некомпетентности тьюторов, а также неэффективности унифицированных методов обучения.
В данной работе рассматриваются предпосылки разработок в сфере кросс-культурной мультимедийной дидактики. В основу данного направления положены исследования о разнице структуры интеллекта в разных культурах, способы фреймирования учебной информации, культурно-специфичные методы и дидактические приемы обучения, обуславливающие дифференцированный подход к выбору мультимедийных технологий в образовательном процессе.
Кросс-культурная мультимедийная дидактика будет представлять собой сочетание культурологических, психолого-педагогических аспектов, национальной специфики педагогических дискуросв, специфики эргодизайна образовательных ресурсов, когнитивно-прагматической специфики и специфических методов и форм обучения и, таким образом, будет являться одним из самых актуальных направлений в современной педагогике. |
Информационные системы и технологии в бизнесе
|
47–53
|
Агиевич Вадим Анатольевич – начальник отдела корпоративной архитектуры, ОАО «Сургутнефтегаз»; аспирант кафедры инноваций и бизнеса в сфере информационных технологий, факультет бизнес-информатики, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Адрес: 628404,Тюменская обл., Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Сургут, ул. Григория Кукуевицкого, 1. E-mail: agievich_va@surgutneftegas.ru
Гимранов Ринат Дамирович – начальник управления информационных технологий, ОАО «Сургутнефтегаз». Адрес: 628404,Тюменская обл., Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Сургут, ул. Григория Кукуевицкого, 1. E-mail: gimranov_rd@surgutneftegas.ru
Таратухин Виктор Владимирович – доктор философии, кандидат технических наук, заведующий базовой кафедрой SAP, факультет бизнес-информатики, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; руководитель научной группы Европейского исследовательского центра в области информационных систем (ERCIS) Мюнстерского университета, Мюнстер, Германия. Адрес: Germany, Munster, Leonardo-Campus, 3, University of Muenster, ERCIS – Headquarters. E-mail: victor.taratoukhine@ercis.uni-muenster.de
Корпоративная архитектура представляет собой полное описание предприятия, его генеральный план. Этот генеральный план связывает в единую систему различные аспекты инфраструктуры. При моделировании базовой корпоративной архитектуры команда архитекторов должна собрать информацию, структурировав ее в архитектурном репозитории в соответствии с выбранной методикой. Однако архитектура предприятия, как правило, подвержена постоянным изменениям. В подобных условиях возникает проблема обеспечения адекватности (то есть соответствия моделируемому объекту) моделей архитектурного репозитория, как в ходе его первоначального наполнения, так и при дальнейшем отслеживании изменений. Таким образом, проблемы обеспечения адекватности моделей базовой корпоративной архитектуры и согласованности данных архитектурного репозитория являются актуальными при построении корпоративной архитектуры крупных компаний.
В результате весьма сложной становится задача построения консолидированных архитектурных представлений, требующих объединения информации из различных моделей, которое невозможно без согласованности моделей на уровне данных, то есть согласованности данных архитектурного репозитория.
В статье предлагается использовать единый каталог архитектурных компонентов и модели архитектуры ИТ-решений для организации совместного построения базовой корпоративной архитектуры и обеспечения адекватности ее моделей в условиях постоянных изменений ИТ-ландшафта на крупных предприятиях. Этот подход позволяет привлечь к работам широкий круг специалистов, что, помимо сокращения сроков работ и поддержания моделей в актуальном состоянии, формирует основу для единообразного формального документирования проектируемых ИТ-решений. Требования, предъявляемые к набору программных средств, служат для дальнейшего выбора программных продуктов или их разработки в целях создания прототипа информационной системы, использование которой обеспечит согласованность моделей, создаваемых на основе единого каталога архитектурных компонентов в рамках предложенного подхода. |
|
54–60
|
Марон Аркадий Исаакович – кандидат технических наук, доцент кафедры бизнес-аналитики, факультет бизнес-информатики, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Адрес: 101000, Москва, Мясницкая ул., 20. E-mail: amaron@hse.ru
Марон Максим Аркадьевич – генеральный директор ООО «Технология Бизнеса», студент магистерской программы «Бизнес-информатика», факультет бизнес-информатики, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Адрес: 101000, Москва, Мясницкая ул., 20. E-mail: amaron@hse.ru
При выполнении проектов исключительно важно своевременно проверять правильность выполнения проектных работ. В противном случае, при кажущемся соблюдении графика проекта, в какой-то момент будут выявлены ошибки, для исправления которых понадобится много времени. Для уменьшения риска срыва сроков реализации проекта целесообразно проводить своевременные промежуточные проверки правильности выполнения работ. В то же время нельзя впадать и в другую крайность: тотальный контроль требует слишком много времени и средств. В связи с этим приобретает актуальность вопрос об обоснованном выборе совокупности контрольных точек проекта.
В работе предложен метод расстановки точек контроля в проектах, основанный на максимизации информации о номере работы, содержащей ошибку. В основу метода положен информационный подход к решению задач диагностики объектов, представленных функциональными моделями. Предложена модификация информационного подхода для поиска мест расстановки точек контроля, при которой учитывается длительности работ и глубина локализации ошибок. Предложен критерий оптимальности, относительно которого будет производиться сравнение наборов контрольных точек в проектах.
Для практической реализации предложенного подхода разработана программа для выбора контрольных точек в проектах, управление которыми осуществляется с применением информационной системы управления проектами Microsoft Project. Предложена методика проведения экспериментов по сравнению эффективности предлагаемого подхода к выбору контрольных точек и ранее разработанного метода, основанного исключительно на учете длительностей работ проекта. Для проведения эксперимента разработана программа – генератор исходных данных для двух типовых структур графа проекта: простой последовательности и разветвленного графа. |
Математические методы и алгоритмы бизнес-информатики
|
61–68
|
Андреева Анна Викторовна – аспирант кафедры бизнес-аналитики, факультет бизнес-информатики, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Адрес: 101000, Москва, Мясницкая ул., 20. E-mail: ann.v.andreeva@gmail.com
В современной экономической ситуации, характеризующейся высоким уровнем конкуренции и высокой волатильностью покупательских предпочтений, методы управления, основанные на массовом обезличенном производстве, уступают место клиентоориентированному ведению бизнеса или CRM – Customer Relationship Management.
В статье поставлена задача повышения эффективности управления клиентской базой компании с использованием модели прогнозирования численности клиентов на основе цепей Маркова.
В результате предложен новый подход к оценке параметров модели прогнозирования численности клиентской базы с использованием матрицы привлечения и выбытия клиентов. Разработана модель прогнозирования численности клиентской базы, учитывающая интенсивность переходов клиентов между группами, для случая постоянной и изменяющейся во времени интенсивности. Выявлены факторы, оказывающие влияние на интенсивности перехода клиентов. На этой основе предложена комплексная модель управления клиентской базой компании, позволяющая учитывать особенности покупательского поведения и социально-демографические отличия групп клиентов, как при наличии бюджетного ограничения, так и в случае отсутствия бюджетного ограничения. Также сформулирована задача математического программирования, решение которой доставляет оптимальное, в смысле приятых критериев качества, решение задачи управления клиентской базой компании. При этом в качестве критерия эффективности управления рассмотрено увеличение величины чистой прибыли от клиента, а не вероятности совершения покупки клиентом.
Практическая значимость работы заключается в том, что в ней предложена модель оптимального управления клиентами организации для решения одной из важнейших задач тактического управления компанией, учитывающая расширенный набор характеристик клиентской базы и степень влияния маркетинговых мероприятий на различные группы клиентов. Модель может быть использована для организаций, занятых в секторе товаров массового потребления, при невыявленном влиянии предыстории взаимодействия клиентов и компании. |
|
69–75
|
Mikhail Batsyn – Associate Professor, Department of Applied Mathematics and Informatics, Faculty of Business Informatics and Applied Mathematics, National Research University Higher School of Economics. Address: 25/12, Bolshaya Pecherskaya str., Nizhniy Novgorod, 603155, Russian Federation. E-mail: mbatsyn@hse.ru
Ekaterina Batsyna – Assistant Professor, Department of Applied Mathematics and Informatics, Faculty of Business Informatics and Applied Mathematics, National Research University Higher School of Economics. Address: 25/12, Bolshaya Pecherskaya str., Nizhniy Novgorod, 603155, Russian Federation. E-mail: batcyna@hse.ru
In this paper we consider the problem of finding an optimal excess of loss reinsurance which maximizes the reliability (probability of no ruin) of the insurance company. We apply two approximate approaches to calculate the distribution of total payments. The first approach is based on normal approximation of the payments distribution. Using this approximation we have derived an integral equation on the optimal retention limit. The second approach is based on simulation techniques. To test the precision of our approaches we use an exact formula for the distribution of total payments known for the case when losses in one insured event are distributed uniformly.
The article is published in English. Full text in English is available (see the file attached). |
|